Корчагина Валентина Ивановна (урожд. Лебедева), род. 21.09.1930. Место проживания в Блокаду: наб. р. Фонтанки, д. 33/35, кв. 102-а. Место проживания в последние годы: г. Москва. Ум. 31.12.2022. (Они пережили Блокаду, т. 5)
Моя мама – Валентина Ивановна Корчагина (Лебедева) – жительница блокадного Ленинграда, находилась в городе со своими родителями: Евдокией Ивановной Лебедевой (1895–1978) и Иваном Никитичем Лебедевым (1888–1946).
После замужества в 1960 году мама жила и работала в Москве, но Ленинград навсегда остался её любимым городом, а тема блокады - болезненной и важной. Мама писала воспоминания, отправляла заметки в местные газеты, выступала с рассказами перед школьниками.
Я хотела бы передать текст, написанный мамой в последние годы её жизни – о блокаде и ленинградском военном детстве.
Юлия Владимировна Корчагина, Москва, апрель 2025.
900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ
Жизнь в Ленинграде 08.09.41 – 27.01.44
На долю каждого поколения выпадает разная судьба. Население нашей страны пережило Великую Отечественную войну. (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.), «ленинградцы», взрослые и дети, во время войны пережили блокаду города, которая длилась 900 дней, с 8 сентября 1941 г. до 28 января 1944 г. В течение этого времени велась героическая оборона города.
Когда началась война, мне было 10 лет, я перешла в четвёртый класс (тогда начинали учёбу в школе с 8 лет), а моя сестра Надежда окончила 7 классов. Учеников нашей школы эвакуировали в Малую Вишеру под Ленинградом. Но над Ленинградской областью возникла угроза вражеской оккупации. Там начались бомбёжки, появились первые жертвы среди населения. Было принято решение отправить учеников в детский дом в Кировскую область, а некоторые ученики, среди них и я с сестрой, вернулись в Ленинград домой. Обратный путь был трудным, вагоны поезда были переполнены людьми, было душно. Из-за вражеских воздушных бомбардировок поезд ехал медленно и с большими интервалами. Через некоторое время после возвращения, началась жизнь в блокадном Ленинграде. Сестра Надежда после окончания школы в 1943 году была призвана в армию, а сестра Прасковья служила в МПВО (Местная противовоздушная оборона в Ленинграде). Члены МПВО оказывали медицинскую помощь жителям города, которые были ранены во время вражеских авианалетов или артиллерийских обстрелов города.
Ленинград (Петербург) стал первым крупным городом Европы, который не смогли взять немецко-фашистские войска. Армия Германии была остановлена в 5–6 км от Ленинграда. После неудачных попыток взять город штурмом немецкие войска разработали новый план уничтожения города и населения: окружить город кольцом блокады, отрезать Ленинград от всей страны и уничтожить население бомбардировками с воздуха, артиллерийскими обстрелами с земли и голодом.
Как писал поэт Н. Тихонов:
Враг силой не смог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
8 сентября 1941 г. 18-я немецкая армия прорвалась через станцию Мга, захватила Шлиссельбург (Петрокрепость) – последний сухопутный участок, связывающий Ленинград со страной, и замкнула кольцо блокады вокруг города на Неве.
В ноябре 1941 г. началась прокладка «ледовой дороги жизни» через Ладожское озеро. 22 ноября 1941 г. 60 автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. Они доставляли продукты жителям Ленинграда. Водителям автомашин приходилось несколько раз в сутки совершать 36–километровые рейсы, рискуя провалиться под лёд или погибнуть под разрывами вражеских бомб и снарядов. Узкая полоса Ладожского озера вошла в историю как легендарная «Дорога жизни». По этой дороге доставляли грузы и продовольствие в город.
Детство в блокадном Ленинграде – это особая страница жизни, наполненная любовью к своему городу. Это раннее взросление, это жизнь без претензий, это терпение и мужество. Хочется сказать об этом периоде словами поэтессы Ларисы Щасной:
Да, мало было хлеба, света,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это
Безжалостное слово – «нет».
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.
Блокада Ленинграда длилась до января 1944 года. В течение 900 дней велась героическая оборона города. Врагу не удалось взять Ленинград, но немецкие самолеты регулярно сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы. По радио известный в то время диктор Левитан сообщал о начале воздушной тревоги. В городе работал метроном, который отсчитывал длительность вражеского авианалёта. Мы часто переживали воздушные тревоги в бомбоубежище, под зданием театра им. Пушкина, недалеко от нашего дома. Вместе с жителями близлежащих домов мы ожидали конца авианалёта.
Большую опасность представляли непредсказуемые артиллерийские обстрелы города. Когда обстрел заставал жителей города на улице, то приходилось сразу ложиться на землю или асфальт. Воздух во время артобстрелов был наполнен пронзительными разрывами снарядов. Помню, как рядом со мной ранило женщину на улице недалеко от Невского проспекта. Ей быстро оказали медицинскую помощь. В городе, во время воздушной тревоги и артобстрелов, работали сотрудники МПВО. И сегодня на Невском проспекте у памятной доски «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» лежат цветы.
Долгое время не ходили трамваи и троллейбусы, из одного конца города в другой надо было добираться пешком. Тёмными вечерами мы носили на одежде «светлячки» (два круглых стеклышка, между которыми находился светящийся фосфор). Это позволяло различать движущихся навстречу людей. Освещения в городе вечером не было.
18 июля 1941 года в Ленинграде была введена карточная система на некоторые продовольственные и промышленные товары. Наступившая зима 1941 года была особенно тяжёлой для ленинградцев. С 20 ноября 1941 года жители стали получать по карточкам (талонам) самую низкую норму хлеба: рабочие по 250 грамм, а остальное население по 125 грамм хлеба в день. Как писала поэтесса Ольга Берггольц: «125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам». Город подвергался частым бомбардировкам с воздуха и артиллерийским обстрелам, и было много жертв.
Из чего был суррогатный хлеб: мука ржаная, соль, жмых, целлюлоза, соевая мука, мучная пыль, древесные опилки. Чтобы хлеба казалось больше, я крошила его и складывала в тряпочный мешочек, который вешала на гвоздик в комнате, и ела его крошками в течение дня.
Много приходилось делать по хозяйству: я покупала по продовольственным карточкам продукты, искала керосин и готовила еду на примусе или керосинке (предметы тогдашнего быта).
Возобновились занятия в школе. Я пошла сразу в пятый класс, минуя четвертый (по возрасту). Во время воздушной тревоги занятия проходили в бомбоубежище школы. В здании Публичной библиотеки располагался госпиталь, куда мы, школьники, ходили помогать раненым писать письма, читали им книги, выступали с самодеятельностью.
К началу лета 1942 года Ленинград выглядел необычно. В Летнем, Михайловском садах, на Марсовом поле, у Медного всадника, перед Казанским собором гражданами были разбиты грядки и посажены овощи. В Михайловском саду, где моя бабушка работала сторожем, мы сажали капусту.
Воспоминания детства не стерлись со временем. Помню, как мы по диагонали заклеивали газетными полосками окна в комнате, чтобы сохранить при бомбежке и артобстреле стёкла. Помню, как с Аничкова моста на реке Фонтанке исчезли кони скульптора Клодта. Одного коня закрыли земляным курганом в саду, недалеко от Пушкинского театра. Прямо под окнами наших соседей по коммунальной квартире.
Врагу не удалось сломить волю ленинградцев и захватить город. 18 января 1943 года, когда соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов, была прорвана блокада города. Было освобождено южное побережье Ладожского озера и Ленинград получил сухопутную связь со страной по железной дороге. Уже в феврале 1943 года в город прибыли первые 69 поездов с грузами. А через год, 27 января 1944 года, была снята блокада Ленинграда.
Какую радость испытали взрослые и дети, когда в 20 часов салют из 324 орудий ознаменовал конец 900-дневной блокады города!
Блокады больше нет.
Как майский гром салют над Ленинградом:
Ракеты, рассыпаясь ввысь летят.
Над Невским, над Невой, над Летним садом
Ликующие возгласы гремят.
Снаряд немецкий
Больше не взорвётся
На непреклонном невском берегу
Не брызнет кровь, стекло не разобьется:
До Ленинграда не достать врагу.
В сияющее небо Ленинграда
Взмывают без конца
Огни ракет:
То город наш –
За снятие блокады
Шлёт воинам
Восторженный привет.
Юрий Воронов, 27–29 января 1944
Блокады больше нет. Какое счастье! Можно ходить по любимому городу без страха. Не слышно ударов метронома во время воздушной тревоги, нет взрывов снарядов. Из эвакуации стали возвращаться жители Ленинграда. В школах стало больше учащихся. На свои места вернулись картины Эрмитажа. Ленинградские театры открыли театральный сезон, работают филармония и музеи.
Блокада унесла жизни многих жителей города. На Нюрнбергском процессе в 1945 году была названа цифра: 632 тысячи людей, которые умерли от голода, погибли при бомбёжках и артобстрелах, но город выстоял. В истории человечества ни один город не подвергался такой долгой и трагической блокаде.
Чтобы понять, что такое Ленинградская блокада, надо посетить Пискарёвское кладбище в Ленинграде (Санкт-Петербурге). На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронены мирные граждане – жертвы блокады и воины Ленинградского фронта – защитники города.
На высоком пьедестале возвышается шестиметровая статуя – Родина-Мать. В её руках гирлянда из дубовых листьев – символ мужества и вечной славы. Блокады больше нет.
Валентина Ивановна Корчагина (Лебедева), Москва, 2019.
См. также:
Бабушка – Кудряшова Мария Степановна, род. 25.09.1869. Место проживания в Блокаду: наб. р. Фонтанки, д. 33, кв. 18. Ум. 03.01.1953. Место захоронения: Шуваловское кладб.
Отец – Лебедев Иван Никитич – медаль «За оборону Ленинграда».
Мать – Лебедева Евдокия Ивановна – медаль «За оборону Ленинграда».