Гидони Григорий Иосифович, 1895 г. р., уроженец г. Ковно, еврей, беспартийный, художник-частник, проживал: г. Ленинград, наб. р. Фонтанки, д. 28, кв. 30. Арестован 11 октября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 2 ноября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 10 ноября 1937 г.
ИЗ ПИСЕМ ХУДОЖНИКА ГРИГОРИЯ ГИДОНИ И ЕГО СЫНА КЛЕРА
Архив моих дедушки и бабушки чудом уцелел в Литве во время и после войны. Среди уникальных документов – письма и фотографии художника Григория Иосифовича Гидони и его сына Клера, посланные из Ленинграда в Каунас в период с 1929 по 1937 г. Письма адресованы сестре Г. И. – актрисе русского театра Евгении Иосифовне Гидони (1901–1954), уехавшей из СССР в 1927 г., и её мужу, предпринимателю Моисею (Михаилу) Симховичу Копельману (1895–1945), однокласснику Г. И. по ковенской мужской гимназии.
В коротких письмах-открытках запечатлены как повседневный сталинизм с его постоянным дефицитом и голодом, так и безнадёжные попытки вырваться за границу. Гидони чувствовал, что погибнет, но понял это, когда легальный выезд уже был осложнён до крайнего предела. Шанс выехать в течение 1920-х гг. был роковым образом упущен.
Ответные письма утрачены в Ленинграде во времена массовых арестов.
Григорий Гидони – Евгении Копельман
Почтовая карточка: Ленинград. Екатерининский сквер.
Штемпель: Ленинград, 23.08.1929
Чернила.
Дорогая Женюра!
Посылаю тебе на лету – открытку того места, где ты любила бывать, играть внутри, гулять снаружи. Целую, Гриша. Пoклон Мише.
Григорий Гидони – Евгении Копельман
Почтовая карточка: Крым. Алупка. Горный пейзаж.
Чернила.
[лето 1931 г.]
Женюра!
Привет тебе с гор Бати-Ламана. Женюрочка, мне плохо очень, Женичка, думай обо мне, Женичка, постарайся приехать к осени ко мне. Пиши мне – я одинок, как эта скала одна, и больше не могу держаться. Я падаю.
Григорий Гидони – Моисею Копельману
Почтовая карточка: Ленинград. Антирелигиозный музей (б. Исаакиевский собор).
Чернила.
[около 1931 г.]
Дорогой Миша!
Пишу, к тебе, обращаясь с просьбой объяснить ваше молчание. Я ничего не понимаю. Померли вы что ли – ведь это жутко: так не иметь вестей. Что с Женей? С мальчиком? Целую.
Ваш Гриша.
Григорий Гидони – Евгении Копельман
Письмо на 4 страницах листа сложенной пополам нелинованной бумаги. Карандаш.
19 апр. [1932 г.]
Дорогая Женя!
Я совершенно не понимаю твоего молчания. Не получила ли ты моих писем, неприятны ли они тебе. Тогда по порядку. Я просил тебя о высылке масла, т. к. это единственное, чем может сейчас пропитаться мальчик. Если это трудно сделать – не обременяй себя, но помоги и приведи в исполнение обещание твоё о визе для Веры с мальчиком.
И вот почему. Если они уедут – я могу воспользоваться приглашением и билетами, лежащими давно (уже год), о которых меня запрашивают без конца, выехать и увидеться с тобой.
Иначе, конечно, я не смогу вернуться, оставив их без средств к существованию, буквально голодных и раздетых. Я всё время болею – аппендицит, потом история с ухом. Я знаю, что не выживу в этих условиях я подорвал свои силы окончательно. Вести мою работу устал, не верю в то, что смогу чего-либо добиться в моих условиях жизни – следовательно, путь в Америку единственное спасение. А воспользоваться им – я не могу, не зная что – 2–3 месяца требуется на переезд – моя семья минимально не обеспечена. Это не значит, пойми – что я хочу взвалить их тебе на шею – помоги только им отдохнуть на лето. Сейчас высылка визы это вопрос жизни для них. Женя, Женя, прошу тебя – спаси их. Я даю слово тебе, что они не будут обузой для тебя, ведь недолго приехать мне к Эдварду. А он всё недоволен, почему я медлю, почему не еду. И пароходная линия всё запрашивает меня, когда же я выеду. Могу ли я ответить без вестей от тебя. Настроение у меня отчаянное – сегодня год как неповинно умер мой мальчик, неужели же и второму придётся расплачиваться за то, что я посмел взяться за работу, великую для искусства и жизни. Я жду ответа. Целую тебя, твой Гриша.
Вера – Вера Ивановна Раман (ок. 1904 – 1952) – вторая жена Г. И. Гидони
Эдвард Менкин – двоюродный брат Г. И. и Е. И. Гидони по отцовской линии, адвокат, жил в Чикаго. Судя по этому письму, существовал план переезда в Америку и даже получены вызов и шифкарта (билет на проезд морем в Америку). Вопрос был в том, как уехать жене Вере и пятилетнему сыну Клеру (ниже Клэрик, Клерик). Упоминается также умерший сын Г. И. от первого брака.
Возможно, письмо доставлено с оказией и потому более откровенно, чем письма на открытых почтовых карточках.
Григорий Гидони – Евгении Копельман
Почтовая карточка.
Чернила.
[около 1932 г.]
Дорогая Женя!
Получила ли ты моё письмо? В дополнение к нему прошу если возможно о следующем. Я совершенно обносился. Нет костюма (нерваного), в котором мог бы поехать в Москву, хожу в дырявых ботинках. Не могла ли бы ты вместе с костюмом для Клэрика (напоминаю, что он высокий мальчик, с виду лет 7), что-нибудь прислать. Очень бы хорошо было бы, если бы ты могла прислать пиджак, бриджи, или короткие брюки и краги. Щеголять мне не приходится. Ты была права во всём – желаю только выбраться на родину. Целую, жду ответа.
Григорий Гидони – Моисею и Евгении Копельман
Почтовая карточка: Вид с Республиканского моста на Биржевую стрелку с ростральными колоннами.
Штемпель: Ленинград, 07.01.1933
Чернила.
Дорогие Женя и Миша!
Пишу Вам и снова и снова напоминаю о высылке визы. Я болен и главным образом тоскую по Вас, мне одиноко здесь. Я очень хочу вас повидать. Целую и жду ответа. Ваш Гриша. Пришлите адрес Саши.
Саша – Александр Иосифович Гидони (1885–194?) – брат Г. И., живший в Париже с 1932 г.
Григорий Гидони – Евгении Копельман
Почтовая карточка.
Штемпель: Ленинград, 11.04.1933
Карандаш.
Дорогая Женюра!
Очень благодарен тебе за перевод, единственно поддержавший сейчас, когда я снова из-за перевода без жалования. Что ты устраиваешь с книгой – сообщи, очень интересует меня. Как виза? Целую крепко. Мечтаю увидеться. Твой Гриша.
Григорий Гидони – Евгении Копельман
Почтовая карточка.
Штемпель: Ленинград, 07.05.1933
Чернила.
Дорогая Женя!
Очень благодарен за перевод в 20 д. Сегодня 5ое – он ещё не получен. Объяснили, что для ускорения лучше переводить на Госбанк в Л-д. Тогда не задерживается пересылкой в Москву. Есть большая новость. За 500 р (283 дол.) сейчас выдаются паспорта (никаким иным способом не выдают), и поэтому я вынужден обратиться к тебе с вопросом: нет ли способа изыскать эту сумму и ещё 12 долларов на билет до Ковно, тогда я мог бы попасть к тебе. Иначе, я вижу, нужно оставить надежды увидеться с Вами на этом свете, т. к. чувствую я себя ото дня всё хуже. Выпали все зубы, после еды (когда есть она) чувствую себя неважно. Врачи говорят, что единственный способ подняться на ноги – попасть к тебе, подкормиться и отдохнуть. Мальчик тоже болен. Вечная возня с ухом (наполовину оглох после гриппа) грозит ему туберкулёз, а куда устроить его на лето? Чорт бы взял мою судьбу! Обсуди с Мишей и напиши скорее. Целую крепко. Твой Гриша.
Григорий Гидони – Моисею и Евгении Копельман
Письмо на 2 страницах на половине листа бумаги.
Чернила.
[1933 г.]
Дорогие Женюра и Миша!
Получили ли Вы мою книгу? Как понравилась: не только внешность, конечно – внутреннее? Поняли ли то, о чём я толкую впервые (отчего проистекают и все мои «ZORES»...). Передал ли Б. Дварионас другую маленькую книгу? Был ли он у Вас? Обещал он мне передать Вам привет, поговорить о приезде. Я написал недавно директору Академии художеств, моему знакомому хорошему и по гимназии ещё – г. Шлепелису. Постарайся, Женюра, повидаться с ним и поговорить. За перчатки, джемпер и пр. очень тебе благодарен – спасла от холода. Сегодня спасаешь и от голода; хотя перевод из Торгсина ещё не пришёл (сегодня 26го) – живём будущим пиром; если бы ты могла дважды – в месяц в среднем подсылать по 20 руб., мальчик был бы сыт – а то к молоку мне не подступиться. Где прекрасный Александр – (бóльшей свиньи, откровенно говоря, я на своём веку не видал). Целую Вас крепко. Привет всем Вам. Ваш любящий Гриша.
Получили ли Вы мою книгу? – Гюстав Курбэ. Художник-коммунар. Жизнь и творчество, политическая деятельность. С диалогом на отдельном листе об искусстве света и цвета. Л., 1933.
Zores – беды (идиш).
Балис Дварионас (1904–1972) – композитор, пианист и дирижёр, близкий друг Г. И. и Е. И. Гидони.
Игнас Шлапелис (1881–1955) – художник, искусствовед, с 1929 по 1940 директор Каунасской Художественной школы.
Григорий Гидони – Евгении Копельман
Почтовая карточка.
Чернила.
2/VI 1933
Дорогая Женя!
Получил 20 и получил 19 долларов. Должен отправить Клэрика полечиться на дачу под городом. Нужны очень деньги. Если могла бы перевести (Госбанк, Ленинград Торгсин) – сколько-нибудь, дала бы возможность справиться с свалившимися бедами. Целую. Гриша.
Пиши подробно – Получила ли книгу
Григорий Гидони – Моисею и Евгении Копельман
Почтовая карточка: Иранская миниатюра XVIII в. Иранка в чадре.
Штемпель: Ленинград, 10.01.1937
Чернила.
Дорогие Женя и Миша!
Благодарим за внимание. Письмо чуть что полученное огорчило меня известием о смерти кузена Эдварда. Жалею, что не пришлось увидеть его. Что же касается наследства, удивлён приездом адвоката к Вам – ведь у него двое братьев и сестра в Чикаго, кого же тогда разыскивают? Все права за ними. Мы шлём ко дню твоего рождения все, т. е. Вера Ив., Клэрик и маленький Маська (комичнейший, к слову, пупс) и я, искренние и наилучшие пожелания всего лучшего Вам всем. Целуем. Гриша.
В. И. не успела отправить письма. Клерик целует Диму.
Маська (ниже Сашенька) – Александр Григорьевич Гидони (1936–1989), младший сын Г. И. Гидони и В. И. Раман.
Дима – Дмитрий Копельман (р. 1928) – сын Е. И. Гидони и М. Копельмана, двоюродный брат Клера Гидони.
Клер Гидони – Евгении Копельман
Почтовая карточка: Фёдоров. Вход на могилу Пушкина [с картины В. Ф. Фёдорова].
Чернила.
Дорогая тётя Женя!
Спасибо за карточку мне она очень понравилась. Тётя Женя я не писал потому что болел ветренной оспой. Тётя Женя! У маленького уже два зуба. Как Ваше здоровье и Димы? Кончаю через два месяца не мог писать потому что Сашенька очень болен, а мама лежит с воспалением лёгких, ей все ставят банки. Папа чувствует себя плохо болит сердце, Целую Вас всех крепко.
23/III 1937 года. Клерик.
Посылаю Диме марки Пушкина. И пошлю коробку с конфетами.
Сашенька – Александр Григорьевич Гидони (1936–1989) – младший сын Г. И. Гидони и В. И. Раман.
* * *
Среди писем нет ни одного (кроме одной посланной фотографии), датированного 1935–1936 гг. Предполагаю, что их и не было. Как раз в эти годы Евгения Иосифовна дважды приезжала в Ленинград – живое общение, видимо, исключило необходимость в переписке в этот период.
Клeру Гидони, не по годам развитому мальчику, было суждено родиться и расти в невиданное по жестокости время. Под знаком государственных торжеств по случаю столетия со дня смерти Пушкина (неслучаен выбор открытки и почтовых марок) начинался Большой террор.
Только теперь мы легко можем отсчитать, сколько дней оставалось его отцу, сколько ему самому. Григорий Иосифович Гидони расстрелян 10 ноября 1937 г. Клер Гидони умер от голода в первую блокадную зиму.
Известны невероятные случаи, когда люди выдерживали многосуточные пытки. В нашей семье случилось другое чудо – второй сын Гидони, Александр, полуживым 5-летним сиротой был вывезен с детдомовцами из блокадного Ленинграда весной 1942 г. по Дороге жизни.
В 1956-м Александр Гидони написал стихотворение об отце «Арест». В том же году был арестован сам. Осуждён в 1957 г. на 2 года, затем ещё раз осуждён, в лагере. После освобождения преподавал. С 1975 г. в эмиграции. Стихотворение «Арест» опубликовал в Торонто в сборнике «Лира Петрополя».
Вера Ивановна Раман была арестована сразу после расстрела Г. И. и выслана в Башкирию. После освобождения где-то в 1943 г. разыскала сына Александра в Костромской области в эвакуированном детдоме. После войны вернулись в Ленинград. Как жили, понятно: заклеймённые, без еды, без жилья, без прописки в городе. Чтобы прописаться, В. И. пошла на непосильную для неё работу землекопом и в возрасте 48 лет скончалась.
Евгения Гидони с мужем и сыном во время войны были в Каунасском гетто. Бежали во время ликвидации гетто в 1944 г. Вскоре Моисей Копельман был арестован НКГБ и осуждён. Умер в Тайшетлаге в 1945 г.
Генри Копельман-Гидони, г. Вильнюс
Григорий Иосифович Гидони расстрелян по так называемому Списку «Харбинцы» № 6 «японских шпионов, террористов, диверсантов и вредителей». В предписании на расстрел значится 33-м. Возможное место погребения – Левашовское мемориальное кладбище. Помянут в 3-м томе «Ленинградского мартиролога».
Александр Григорьевич Гидони отбывал срок в Дубравлаге и там же получил второй срок. Поэтому помянут в 1-м томе книги «Память: Жертвы политических репрессий. Республика Мордовия» (Саранск, 2000).
Моисей Копельман помянут во 2-м томе Книги памяти «Lietuvos gyventoj genocidas [Геноцид жителей Литвы]» (Vilnius, 2002).
Анатолий Разумов
ХУДОЖНИК И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ГИДОНИ
Для многих советских художников, искусствоведов, учёных, литераторов периода 1920–1930-х годов имя Григория Гидони было хорошо знакомо. В Рисовальной школе Императорского общества поощрений художеств его учителями были И. Билибин и Н. Рерих. Гидони сотрудничал с Н. Гумилёвым и актёрами театра Мейерхольда. Изобретения и различные проекты художника поддерживали академики и профессора В. Бехтерев, А. Иоффе, С. Ольденбург, П. Лазарев, А. Сидоров. Владельцами экслибрисов руки Гидони были многие известные современники (В. Давыдов, М. Беляев, Н. Курнаков, С. Майзель, Б. Модзалевский, М. Покровский, Б. Фармаковский), а также разного рода учреждения (издательство «Современник», Библиотека Ленинградского университета, Ленинградский дом учёных им. М. Горького, Химический институт АН СССР и т. д.). О его достижениях в области светомузыкального искусства и свето-оркестра писали в 1920-х годах С. Гинзбург, Е. Браудо, Г. Римский-Корсаков. Отзывы и воспоминания о творческой деятельности художника оставили М. Шахнович, И. Андроников, Л. Розенталь, П. Эттингер и др.
Крайние даты жизни Григория Иосифовича Гидони: 25.06.1895 – 10.11.1937. Первая из них – светлая и счастливая. Вторая – тёмная и трагическая. К великому сожалению, если мы видим сегодня, что чья-то жизнь прервалась в Ленинграде в 1937 г., то неминуемо думаем о смерти насильственной. Безусловно, есть исключения, но на фоне казнённых в этот год в Ленинграде они редки. Как и многие другие, Гидони стал жертвой сталинской смертоносной машины.
Григорий Гидони родился 25 июня 1895 г. по старому стилю в Ковно (ныне Каунас). Его отец – Иосиф Хаимович Гидони – был кандидатом права. Имя матери – Клара Григорьевна (Хая-Гута Гиршовна), урожденная Орелович. В Литовском государственном историческом архиве сохранилась «Книга метрическая для записи родившихся евреев Ковенской губернии Ковенского уезда Ковенского общества на 1895 год», где под номером 161 записано о рождении Григория.
Всего в семье Гидони было трое детей. И каждый проявил себя в области искусства и литературы. Старший сын – Александр Гидони (1885–1943 (?)) – стал известным литератором и искусствоведом, автором монографий о Н. Рерихе и О. Родене, ряда статей, пьес, сценариев к кинофильмам. Дочь – Евгения Гидони (1901–1954) – избрала путь актрисы. В 1920-е годы выступала в Петрограде–Ленинграде на сцене Александринского театра, играла в петроградских театрах малых форм («Балаганчик», «Карусель», «Свободный театр»). С 1927 г. жила в Каунасе, участвовала в спектаклях на сцене Летнего театра, выступала на литературных вечерах, гастролировала в Рижском театре русской драмы, с 1947 по 1949 г. входила в труппу Русского драматического театра в Вильнюсе.
Младший сын – Григорий Гидони – был талантливым художником, гравёром, историком искусства, мастером портретного экслибриса, драматургом, переводчиком с латинского и французского языков и, наконец, – изобретателем.
Интересы детей И. Х. Гидони пересекались. Александр, Григорий и Евгения всячески друг другу содействовали, как в профессиональном, так и в житейском плане. Григорий Гидони начал писать для «Нового журнала для всех», в издании которого принимал участие Александр Гидони. Так, в 1916 г. под псевдонимом Георгий Ге он опубликовал статью о Н. Рерихе, где монографию своего брата о Рерихе совершенно искренне признавал лучшей из вышедших на тот момент в свет. В 1917 г. в журнале «Аполлон», где также публиковался его брат, поместил достаточно развернутое исследование о картине «Кружевница» из коллекции В. П. Зурова в Эрмитаже (в 1919 г. издан отдельный оттиск журнала «Аполлон» с той же статьей). В 1918 г. в помещении журнала «Аполлон» вместе с Н. Гумилевым Г. Гидони планирует открыть камерный театр, рассчитанный на 60 зрителей. Позже увлекается «свето-театром» и «свето-трагедией», «свето-декламацией» и «свето-хореографией».
Наряду с псевдонимом Георгий Ге некоторые печатные работы Григорий Гидони подписывал «CLAIR» (что в переводе с французского означает: «светлый», «ясный», «прозрачный»). Вероятно, это слово имело для автора и какие-то другие значения, так как в отдельных случаях подпись встречается в виде аббревиатуры: «C.L.A.I.R.». Иногда слово «CLAIR» становится и составной частью рисунка. (Примечательно, что Клером был назван один из сыновей Гидони.) Отдельные работы художника подписаны «Гидони», «Гидо», «Guidoni» с инициалом или без него, а также в виде монограмм «ГГ», «GG» или просто «Г».
В 1920 г. братья Гидони вместе с В. Пястом, С. Ольденбургом, Э. Голлербахом пытались учредить «Общество по изучению западной культуры».
Уже в ранней творческой деятельности Григория Гидони легко угадывается главное – то, что он определяет как «Искусство света и цвета». В 1916 г. в рамках статьи для журнала «Аполлон» он начинает исследование творчества Эль Греко. Впоследствии написал книгу о жизни и творчестве Эль Греко в (двух частях со свето-красочным каталогом произведений художника). Заключительная глава носила название «Микролог о новом искусстве света и краски». К сожалению, о судьбе этой книги до сих пор ничего не известно. По словам автора, фрагменты её были приняты к печати испанским журналом «Museum»
Многочисленные опыты Григория Гидони были связаны с созданием «световых декораций», «светооркестра». Итоги размышлений о принципах нового искусства были декларированы в книге «Искусство света и цвета» (1930). Работа обозначена как «Введение». Вероятно, издание основного труда о новом искусстве только предполагалось. Однако жизнь в СССР переменилась и переломилась. Наступила эпоха сталинского классицизма. Новации оказались не ко двору, и следующую работу – «Диалог на отдельном листе об искусстве света и цвета» – пришлось в 1933 г. издать под идеологическим прикрытием, в книге «Гюстав Курбэ: Художник-коммунар: Жизнь и творчество, политическая деятельность». Гидони посвятил книгу своей матери. Судя по переписке с сестрой, книга была им выстрадана и очень дорога.
Параллельно шло издание «свето-цветовых партий» к нескольким сочинениям А. Пушкина – «Каменный гость», «Леда», «Фавн и пастушка» (1931–1933 гг.). Имя Пушкина избрано не случайно. Как вспоминает И. Андроников, «в 1921 году ленинградский искусствовед Г. И. Гидони, развернув купленный в булочной хлеб, обнаружил, что на обёртку были пущены старинные, большого формата письма, в которых шла речь о дуэли и смерти Пушкина. Оказалось, что автор их – сын знаменитого историка Андрей Карамзин, который писал из Баден-Бадена в Петербург матери и сестре Е. А. и С. Н. Карамзиным – о том впечатлении, которое произвело на него известие о гибели Пушкина. Гидони передал эти письма в Пушкинский дом».
«Свето-цветовые партии» к сочинениям Пушкина художник предполагал исполнять на электрическом свето-цветовом аппарате под названием «Photo Chromo Piccolo Primo» для светооркестра (запатентовал в 1925 г.) и при помощи распределительного пульта (авторское свидетельство на изобретение получил в 1931 г.). Способ и система записи светоцветовых партий были зарегистрированы художником во Всероссийском обществе драматургов и композиторов в 1933 г.
В целом Гидони создал не менее 25 опусов свето-цветовых (свето-оркестровых) партий, в том числе к «Интернационалу», «Марсельезе», «Пятой рапсодии» Ф. Листа, финалу 9-й симфонии Бетховена, «Шехеразаде» Н. А. Римского-Корсакова, увертюре к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. На одном из докладов в Государственном институте истории искусств он также предложил систему расшифровки световой строки «Прометея» А. Скрябина, что в результате было выполнено и опубликовано Г. М. Римским-Корсаковым в 1926 г.
Синтезировал весь комплекс идей художника в области искусства света и цвета – поистине фантастический проект Свето-памятника В. И. Ленину и 10-летию Октябрьской революции. Переговоры об установке этого гигантского сооружения на площади Жертв революции (Марсово поле) велись на самом высоком правящем уровне. Согласно исследованию Б. М. Галеева, после демонстрации модели свето-памятника на юбилейной сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета СССР 22 октября 1927 г. «проект получил одобрение со стороны народного комиссара просвещения А. В. Луначарского, знаменитого режиссера В. Э. Мейерхольда и будто бы удостоился благожелательной оценки С. М. Кирова и даже самого И. В. Сталина». На сегодняшний день сохранились лишь несколько фотографий и отдельные описания Свето-памятника. В 1987 г. силами казанского СКБ «Прометей» была осуществлена реконструкция модели Свето-памятника, и она была представлена на выставке Всесоюзной школы-фестиваля «Свет и музыка» на фоне росписей со знаменитым памятником III Интернационалу В. Татлина.
Первые свои работы как художника и гравёра Гидони начал публиковать на страницах литературно-художественного журнала «Вершины» в 1915 г. Впоследствии отдельными изданиями вышли альбомы с его линогравюрами и рисунками на камне: «Современный Ленинград» (1929), «Детское Село» (1929), «Петергоф» (1931), а также «Портретно-иконографические книжные знаки», сделанные в период с 1916 по 1933 г. Кроме того, практически все исследования Гидони в области истории искусства имели его собственные иллюстрации. Многие десятки и даже сотни экземпляров изданий были раскрашены автором от руки. К 1928 году, по словам художника, некоторые живописные его работы находились в Военном историческом музее («Набор Волонтеров в 1791 г.») и в Ленинградском Музее революции («Взятие Бастилии», «Коммуна 1848 г.» и др.), а отдельные графические работы были приобретены Московским Музеем изящных искусств и Русским музеем (серия гравюр на дереве к книге об Эль Греко, гравюры на линолеуме к книге о Г. Курбе, гравированные портреты Д. Левицкого, В. Давыдова, Е. Корчагиной-Александровской и т. д.).
Деятельность Г. Гидони как драматурга отражает ряд пьес, созданных в период отбывания воинской повинности в Красной армии: «Звезда коммуны» (1920 г.), «Месть мужика» (1920 г.). Сохранились также сведения о других его пьесах, оставшихся, по всей видимости, неопубликованными: «Гибель Коммуны» (представлена 18 марта 1920 г. в большом зале Нардома), «Емельян Пугачёв» и «Голова Иоанна».
Среди известных нам переводов Гидони – «Урок, который не пропал даром» А. Франса (1922 г.) и «Матрона из Эфеса» Петрония (с предисловием Н. Гумилёва, 1923). Неопубликованными или не обнаруженными остаются переводы рассказа Альфреда де Виньи «Камышовая трость», пьесы К. Мендеса «Чудная ночь», а также «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи.
Многие планы Гидони не успел реализовать. Некоторая часть его работ считается утерянной. Многие проекты и изобретения художника не нашли реального воплощения. По предположению Б. Галеева, погиб в блокаду макет Свето-памятника.
Переписка, фотокарточки и личные бумаги были изъяты при обыске на квартире Г. Гидони 10 октября 1937 г. Позже всё это было «уничтожено путем сожжения» (Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской области, Дело П-32718, л. 2).
Вершины: Литературно-художественный журнал. 1915. №№ 12, 13, 15–17, 27. [Иллюстрации Г. Гидони].
Гидони Г. И. Выставка работ учащихся рисовальной школы Императорскаго Общества поощрений художеств // Вершины. 1915. № 28. С. 18–20.
Георгий Ге. Н. К. Рерих // Новый журнал для всех. 1916. № 7/8. С. 115–119.
Георгий Ге. Б. М. Кустодиев // Там же. № 9/10. С. 93 –100.
Гидони Г. И. «Кружевница» Императорского Эрмитажа // Аполлон. 1917. № 1. С. 31–37.
Гидони Г. И. «Кружевница» Эрмитажа. — Пг., 1919. — 38 с. — (Оттиск из журн. Аполлон. 1917. № 1, янв.)
Гидони Г. И. Звезда коммуны: Пьеса в 3 действиях. — Пг., 1920. — 18 с.
Гидони Г. И. Месть мужика: Исторический эпизод в 3 актах из эпохи Великой французской революции. — Пг., 1920. — 19 с.
Франс А. Урок, который не пропал даром / Пер. с фр. Г. И. Гидони // Понедельник. Каунас, 1922. 21 августа. С. 2–3.
Гидони Г. И. Гюстав Курбэ и Парижская Коммуна: (К 50-летию процесса Курбэ) // Аргонавты. 1923. № 1. С. 80–82.
Петроний Арбитр. Матрона из Эфеса / Пер. с лат., послесл. и примеч. Г. И. Гидони; С предисл. Н. С. Гумилева; С 12 грав. на дереве Г. И. Гидони. — Пг., 1923. — 22 с. — То же. — Л., 1990.
Dietskoye Sielo. The residence of the last Tsar. 14 linoleumcuts by G. Guidony. Детское Село. Резиденция последнего царя. 14 линогравюр Г. Гидони. — Л., 1929.
Современный Ленинград. 12 автолиногравюр Г. Гидони. — Л., 1929.
Гидони Г. И. Искусство света и цвета: Введение. — Л.: Изд. автора, 1930. — 32 с.: ил.
Гидони Г. И. Каменный гость А. С. Пушкина для светотеатра / Текст А. С. Пушкина с режиссерской свето-цветовой партией изобретателя светооркестра Г. И. Гидони для светотеатрального исполнения на электрических свето-цветовых, светооркестровых аппаратах; С 9 примечаниями к тексту и к свето-цветовой партии, 9 оригинальными гравюрами на дереве и 2 оригинальными литографиями. — Л., 1931. — 24 с.
Гидони Г. И. Петергоф: 25 оригинальных рисунков на камне Григория Гидони. — Л., 1931. — 24 л. ил.
Гидони Г. И. Гюстав Курбэ: Художник-коммунар: Жизнь и творчество, политическая деятельность: С диалогом на отдельном листе об искусстве света и цвета; С 13 гравюрами на дереве, 4 автолиногравюрами, 3 тоновыми воспроизведениями и 24 графическими воспроизведениями картин мастера работы Г. И. Гидони, с синоптической таблицей-каталогом творчества Г. Курбэ, указателем литературы и воспроизведений. — Л.: Лаборатория искусства света и цвета, 1933. — 128 с.
Гидони Г. И., Пушкин А. С. Леда: Кантата: Подражание Парни: Для свето-концертного исполнения со свето-цветовой партией Г. И. Гидони. — Л., 1933. — 12 с.
Гидони Г. И., Пушкин А. С. Фавн и пастушка. Картины. (Подражание Парни). Для светотеатрального исполнения со светоцветовой партией Г. И. Гидони. — Л., 1933. — 18 с.
Гидони Г. И. Портретно и[ко]нографические книжные знаки Г. И. Гидони. Собрание 30 экслибрисов со статьей автора «о задачах портретного книжного знака» и указателем выполненных автором экслибрисов. [1916–1933]. — Л., 1934. — 8 с., 20 л. ил.
Гидони Г. И. Приспособление для получения световых декораций на прозрачном экране: патент на изобретение № 527. М., 1924. Опубл. 15.09.1924; То же [Электронный ресурс] // База патентов СССР: [сайт]. [М., б. д.]. URL: http://patentdb.su/3-527-prisposoblenie-dlya-polucheniya-svetovykh-dekoracijj-na-prozrachnom-ehkrane.html.
Гидони Г. И. Распределительный пульт: патент на изобретение № 22778. М., 1931. Опубл. 30.09.1931; То же [Электронный ресурс ] // База патентов СССР : [сайт]. [М., б. д.]. URL: http://patentdb.su/3-22778-raspredelitelnyjj-pult.html.
Андроников И. Л. Личная собственность // Андроников И. Л. Избранные произведения. М., 1975. Т. 1. С. 63–88.
Браудо Е. М. Свет и музыка // Огонек. 1928. № 40. С. 16.
Галеев Б. М. «Я памятник воздвиг…» : [Электронный ресурс] : (о пионере светового искусства Г. Гидони) // День и ночь : лит. журн. для семейного чтения : [электрон. версия]. Красноярск, 1999. № 4. URL: http://www.krasdin.ru/1999-4/s034.htm.
Гинзбург С. «Светооркестр» // Красная газета. Вечерний выпуск. 1925. № 165 (853), 5 июля. С. 4.
Колганова О. В. «Curriculum vitae» Григория Иосифовича Гидони: документ из архива Российского института истории искусств (1928) // Временник Зубовского института. 2012. Вып. 8. С. 74–87.
Николай Гумилев. Неизданное и несобранное. — Paris, 1986. — С. 85.
Пяст В. А. Встречи. — М., 1997. — С. 307.
Римский-Корсаков Г. М. Расшифровка световой строки Скрябинского «Прометея» // De Musica : Временник отдела теории и истории музыки ГИИИ. Л., 1926. Вып. 2. С. 94–99.
Розенталь Л. В. Непримечательные достоверности. Свидетельские показания любителя стихов начала XX века. — М., 2010. — С. 181.
Трессер С. Г. И. Гидони (1895–1937) – художник, литератор, изобретатель // Актуальные проблемы теории и истории библиофильства. СПб., 2005. С. 90–95.
Шахнович М. И. Петербургские мистики. — СПб., 1996. — С. 95–111.
Эттингер П. Д. Пушкин в иллюстрации советских графиков // Книжные новости. 1937. № 12. С. 47–48.
Ольга Викторовна Колганова, С.-Петербург