Хохлин Константин Георгиевич, 1897, уроженец д. Кушерека Онежского уезда, житель г. Архангельска, капитан Севгосрыбтреста. С 12.09.38 по 15.07.39 незаконно содержался под стражей по ст. 58-6, 58-10, 58-11 УК РСФСР. Освобожден в связи с прекращением дела, т. е. реабилитирован.
Константин Хохлин – коренной северянин, помор. Родился в крестьянской поморской семье в деревне Кушерека Кушерецкой волости Онежского уезда Архангельской губернии. Отец его работал капитаном на разных судах, а в последние годы в Севгосрыбтресте.
В мае 1912 года Костя Хохлин окончил с похвальным листом Кушерецкое приходское училище Министерства народного просвещения.
Трудовой путь начал матросом 25 апреля 1913 года на парусном судне «Зосима» в Кеми, судовладельца А. И. Елисеева.
С 17 марта 1914 года он – матрос парохода «И. Богослов», судовладельца И. И. Буркова в Архангельске, а с 6 апреля 1915 года – матрос парусника «Илья».
Учился в 1915–1919 годах в Архангельском торгово-мореходном училище, там приучили к флотскому порядку и дисциплине. Во время учёбы он проходил практику матросом на разных судах.
В 1920 году окончил АТМУ по «мореводительному отделению», получил диплом судоводителя.
С 1920 по 1922 год – военная служба по призыву в военно-морском флоте. С 5 января 1920 года служил командиром морского истребителя МИ-8 Беломорской ВМБ. С января 1921 года – начальник дивизиона истребительно-сторожевых катеров Черноморского флота. С января по декабрь 1922 года – командир и флагманский штурман дивизиона черноморской военной флотилии.
Константин Георгиевич демобилизовался и пришёл в декабре 1922 года работать капитаном спасательного судна «Ксения» в Мурманском торговом порту. Под влиянием младшего брата, Антона Георгиевича, работавшего к тому времени в Архангельском траловом флоте, тоже решил перейти на промысловый флот.
10 марта 1924 года К. Г. Хохлин принят на предприятие «Областьрыба» кандидатом на должность штурмана. Вскоре назначен штурманом траулера Т-40 «Скат». Идёт быстрый рост по служебной лестнице человека, имеющего хорошую морскую практику и школу жизни, грамотного и пытливого судоводителя-профессионала.
С 12 мая 1924 его направляют старпомом на Т-38 «Дельфин», где капитаном был Я. А. Постников, затем Сухоруков. Они охотно передавали свой опыт молодому старпому. С набором плавценза К. Г. Хохлин меняет диплом штурмана малого плавания на диплом штурмана дальнего плавания. Он легко усваивал все новшества в тактике и технике ведения промысла. На этом траулере его назначают капитаном – он меняет Сухорукова, ушедшего на Т-42 «Пинагор» (ГААО, ф. 150, оп. 1, д. 1378).
С особым усердием изучал капитан Константин Георгиевич Хохлин районы промысла и пути миграции рыбы в Баренцевом и Норвежском морях. Вскоре он становится одним из самых успешных капитанов-промысловиков тралфлота, да и всего Северного бассейна.
В ноябре 1930 года, с выполнением плавательского ценза, он подаёт документы на получение диплома капитана дальнего плавания и 15 февраля 1931 года получает диплом КДП. Следующим судном был РТ-84 «Гольфстрим».
Капитан пользовался авторитетом и уважением моряков траулера, да и всего Архтралфлота. Удача сопутствовала капитану Хохлину – он неизменно приходил в порт с перевыполненным планом. А секрет был прост – его команда всегда отличалась крепкой дисциплиной и высоким профессионализмом. Капитан мог создать творческую атмосферу в экипаже и сам являлся, прежде всего, личным примером для моряков. Флот в те годы пополнялся новыми паровыми промысловыми судами, и К. Г. Хохлина как одного из самых опытных капитанов зачастую направляли за границу для приёмки новых судов и их перегона в Советский Союз.
Многие капитаны 1930–1940-х годов 20-го века считали себя учениками этого известного капитана-промысловика.
Своим опытом и знаниями капитан-промысловик К. Г. Хохлин делился очень охотно, особенно когда видел, что человек стремится стать профессионалом в своём деле. А сам он был не только профессионалом высочайшего класса, но прекрасным человеком и товарищем, чем заслужил уважение среди плавсостава и работников берега.
12 сентября 1938 года Хохлин был арестован в Архангельске и обвинён по статьям 58-6, 58-10, 58-11 УК РСФСР.
15 июля 1939 года Константин Георгиевич освобождён в связи с прекращением дела. Вернулся на флот к любимому делу.
В годы Великой Отечественной войны Константин Хохлин с 11 августа 1941 по 1 августа 1942 года служит командиром СКР-16, небольшого сторожевого корабля Беломорской военной флотилии Северного флота в звании капитан-лейтенанта. На Северном театре военных действий в холодных штормовых морях приходилось участвовать в конвойных операциях, заниматься дозорной службой, отражать атаки вражеских самолётов и кораблей, перевозить военные грузы и десантников, помогая пехотинцам.
Напряжённая работа в мирное время на промысле и в годы войны в условиях северных морей дала себя знать – неожиданно пошатнулось здоровье. Врачи вынесли свой вердикт: демобилизовать, несмотря на отсутствие ранений и контузий.
Константин Георгиевич был уволен в запас 1 августа 1942 года. Но несмотря ни на что продолжил работу капитаном на промысловых судах военизированного тралового флота в море в военное время.
За доблестный труд и успехи на промысле 20 марта 1944 года он был награждён орденом Красного Знамени, знаком «Отличник рыбной промышленности».
За участие в Великой Отечественной войне – медалями «За оборону Советского Заполярья» (05.12.1944 г.) и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (06.06.1945 г.).
22 апреля 1947 года произошла авария траулера РТ-22 «Мурманск». Его капитан – Г. К. Хохлин –был осуждён, а в связи с этим, уволен с флота. Вскоре оправдан, вернулся в тралфлот, работал капитаном.
С 19 марта 1951 года К. Г. Хохлин – капитан-наставник Архангельского тралфлота. Но из-за тяжёлой болезни был вынужден уволиться с флота 8 августа 1951 года.
Болезнь не дала известному капитану доработать до пенсии. Несколько лет был прикован к постели. Верные друзья и коллеги приходили поддержать мужественного моряка в тяжёлые минуты, а порой посоветоваться со своим учителем и наставником.
Константин Георгиевич живо интересовался работой и от коллег знал, как работают суда тралфлота.
Его мать, Мария Витальевна, и жена, Анна Прохоровна, проживали в Архангельске на Обводном Канале, д. 63.
Источники:
1. Выписки и документы из личного дела К. Г. Хохлина. 2. Очерк про К. Г. Хохлина из книги В. П. Лупачева «Архангельский траловый флот» (Архангельск, 2020).
Роман Юденков,
апрель 2020 года