АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ТИХОМИРОВ
Тихомиров Александр Сергеевич родился в Овсище, ныне Ленинградской обл., в 1893 г. в крестьянской зажиточной семье.
После Октябрьской революции во время продразвёрстки семью пытались причислить к кулакам, но, поскольку она состояла из шести взрослых членов и не нуждалась в найме батраков, – это спасло от раскулачивания и преследования. Позднее все уехали в Ленинград, а мой отец, Александр Сергеевич, остался жить в деревне, т. к. любил «землю», сельское хозяйство; вскоре он пережил коллективизацию и создание колхоза «Овсище». Занимался животноводством, т. к. знал ветеринарное дело. Был случай, когда молодой племенной бык, купленный за валюту, сломал ногу. Консилиум ветеринаров решил пустить быка под нож, но отец не дал это сделать и недели через три вывел быка на прогулку, к великому конфузу ветеринаров-специалистов. Этот случай в своё время был опубликован в районной газете. Многие односельчане рассказывали мне об отце, вспоминая его аккуратность, знание дела и дисциплину. Тогда колхоз занимал первое место по молоку в Осьминском районе. В конце 1937 г. отец был награждён патефоном (в то время патефон – как хороший телевизор в наше время), знаком «отличник соцсоревнования» и путёвкой в санаторий в Кисловодске.
Нашлись злые завистливые люди, которые «накатали» на отца и ещё троих односельчан. Этого было достаточно, чтобы их осудить на 10 лет без права переписки. В то время никакие заслуги не принимались во внимание, т. к. считалось, что это маскировка «врагов народа». Только в 90-х годах стало известно, что «10 лет без права переписки», – это расстрел. Это случилось 18 марта 1938 г. В двух протоколах допроса стояло в ответах на вопросы – «Нет», и уже в третьем по всем пунктам стояло «Да». Вероятно, «сломали» отца согласно сталинскому указанию «применять методы физического воздействия», или, может быть, пригрозили ссылкой семьи неизвестно куда. Позднее последовали указания Сталина, что жёны за мужей не отвечают и наоборот. Избежали таким образом ссылки. Но осталась убитая горем жена – моя мать, Тихомирова Анастасия Васильевна, 1902 г. р., остался я – сын, Тихомиров Евгений Александрович, 1933 г. р.; а через пять месяцев родилась дочь – моя сестра Тихомирова Лиля Александровна.
Органы НКВД на запрос о судьбе отца ещё в пятидесятые годы лгали, что он умер в 1942 г. от абсцесса печени. Стыдно было писать правду. Да что там стыдно, вся идеология была построена на лжи, на иллюзорных постулатах. Как в «прокрустово ложе», запихивали народы – как свои, так и Восточной Европы.
Все родственники отца и мои давно ушли из жизни, не узнав правды.
Брат Александра Сергеевича, Тихомиров Михаил Сергеевич, 1906 г. р. (на фото справа), уехав в Ленинград, не попал в «жернова» лихолетья. Если бы жил в деревне, то не избежал бы судьбы брата. В самом начале войны был мобилизован в Красную армию и воевал на Невском «пятачке». Был множественно ранен осколками мины. С двумя осколками в теле скончался в 1982 г.
Сестра Александра Сергеевича, Тихомирова Екатерина Сергеевна, 1902 г. р., всю Блокаду находилась в Ленинграде, работала.
Старшая сестра, Тихомирова Прасковья Сергеевна, первое время находилась в Ленинграде, затем была эвакуирована.
Младшая сестра, Тихомирова Клавдия Сергеевна, оставалась в блокадном Ленинграде, пропала без вести.
Евгений Александрович Тихомиров,
С.-Петербург
Александр Сергеевич Тихомиров расстрелян согласно протоколу Особой тройки УНКВД ЛО № 319. В предписании на расстрел значится 10-м из 100 приговорённых к высшей мере наказания. Все считаются расстрелянными 18 марта 1938 г. и помянуты в 9-м томе «Ленинградского мартиролога». Возможное место погребения – Левашовское мемориальное кладбище. – Ред.