Козляков Николай Платонович

Козляков Николай Платонович, 1875 г. р., уроженец с. Каблук Юрьевского у. Владимирской губ., русский, беспартийный, владелец мастерской, проживал: г. Новгород. Арестован 6 марта 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 марта 1938 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 марта 1938 г.

НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ КОЗЛЯКОВ

Николай Платонович Козляков с сыном

В поисках информации о своём прадеде, на сайте «Возвращённые имена» я прочёл следующее: «Козляков Николай Платонович… Арестован 6 марта 1938 г… Расстрелян 18 марта 1938 г.».

Совпали имя, отчество, фамилия, приблизительный возраст, губерния, где родился прадед, и даже род его деятельности! Мы не знали о расстреле. Бабушка о своём отце никогда не рассказывала. Как будто бы семья его была выслана из Ленинграда и только спустя несколько лет вернулась. Квартира со всем, что в ней было, после ареста была конфискована. Я знал прадеда только по трём фотографиям 1927 года и знал, что он был очень далёк от политики – у него была шляпная мастерская. Сейчас трудно себе представить, за что тогда можно было расстрелять. Как говорилось: «Был бы человек, а статья…».

И вот мы с мамой получили ответ на запрос в Архив Управления ФСБ Новгородской области – да, вне всякого сомнения, это мамин дед и мой прадед. К сожалению, никаких личных вещей и фотографий в его деле не осталось, но мы теперь хотя бы знаем, что с ним произошло.

Согласно материалам архивного уголовного дела, Козляков Николай Платонович обвинялся в том, что якобы «будучи враждебно настроен к ВКП(б) и сов. власти, систематически среди населения г. Новгорода проводил к/р фашистскую пропаганду, восхваляя Гитлера и т. п., распространял слухи о скорой войне и неизбежной гибели в ней СССР». По приговору Особой тройки УНКВД ЛО был осуждён к расстрелу с конфискацией лично принадлежащего имущества. Приговор приведён в исполнение 18 марта 1938 г. в Ленинграде. По заключению Прокуратуры Новгородской области от 31 мая 1989 г. реабилитирован. Состав семьи на момент ареста: жена – Анастасия Степановна Остакова, 1880 г. рождения, сын – Николай Николаевич Козляков, 1909 г. рождения.

Николай Платонович и Анастасия Степановна Козляковы, Екатерина Ефремовна и Михаил Евгеньевич Волковы, Григорий Ефремович и Мария Тимофеевна Ефремовы. Тярлево, 1927 г

То, что прадедушка в 1989 г. реабилитирован, мы не знали так же, как и о расстреле. Что случилось с прабабушкой после ареста мужа, нам, к сожалению, не известно.

Дед по маминой линии Козляков Николай Николаевич погиб в Блокаду. Когда, где и как он умер, мы не знаем. Его не призвали в армию по болезни, а эвакуироваться он не захотел и остался в Ленинграде. Бабушка по папиной линии, Шелкова (Кузнецова) Анна Афанасьевна, помянута в Книге памяти «Блокада», она умерла в октябре 1941 г. и похоронена на Красненьком кладбище. Мы навещаем её могилу. Во время налёта или артобстрела все бежали в бомбоубежище, а бабушка в последний момент вспомнила, что забыла документы и вернулась за ними. Так и погибла. Ей было всего 36. Людям тогда трудно было себе представить, как можно  оказаться без документов.

Станислав Вячеславович Шелков,
г. Бёблинген, Германия

Николай Платонович Козляков расстрелян согласно Протоколу Особой тройки УНКВД ЛО № 322. В предписании на расстрел значится 78-м из 100 приговорённых к высшей мере наказания. 99 человек расстреляны 18 марта 1938 г. и помянуты в 9-м томе «Ленинградского мартиролога». Один умер до приведения приговора в исполнение и будет помянут в 12-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.