Дурбан Михаил Иванович

Дурбан Михаил Иванович, 1888 г. р., уроженец с. Мариенберг Зельманского кантона АССР Немцев Поволжья, немец, беспартийный, стекольщик Свирьстроя-2, проживал: п. Свирь-2 Подпорожского р-на Лен. обл., Святуха, д. 8, кв. 8. Арестован 23 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-8-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 марта 1938 г.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ДУРБАН

Михаил Иванович Дурбан и его жена София Филипповна в день венчания. 1917 г.

Я – правнучка Михаила Дурбана. И, конечно, мой дедушка, Артур Михайлович Дурбанов, очень рад, что наконец-то мы узнали судьбу его отца. К сожалению, дедушка очень мало что помнит. Когда Михаила Ивановича забрали, он был ещё совсем маленьким.

Михаил Дурбан был одним из трёх сыновей богатого мукомола на Волге, после раскулачивания сыновья рассеялись по стране и практически потеряли связь друг с другом. Михаил Дурбан оказался в городке Свирьстрой, где работал стекольщиком. Через короткое время после ареста была репрессирована и его жена Софья. Всего у них было пятеро детей: Эвальд, Тамара, Мария, Артур и Теодор, но Теодор умер в младенчестве. Старшие дети, Эвальд и Тамара (в крещении Амалия, но всю жизнь её звали Тамара), уже были самостоятельные в то время. Младших детей, Артура и Марию, забрали в детский дом в Набережных Челнах. После войны старший сын Эвальд нашёл Артура и Марию, забрал их из детдома и поднял на ноги. Когда Артура выпускали из детдома, директор решила «утерять» его документы, дабы не портить биографию немецкой фамилией. «Восстановили» Артура уже под фамилией Дурбанов. Остальные дети Дурбан не одобрили смену фамилии. Но что сделано, то сделано, и они смирились. Тем более что Артур был успешным человеком, заместителем директора крупного завода в Брянске, и много помогал родственникам. Из четверых детей Михаила Дурбана сейчас в живых осталось трое: Тамара (живёт в Германии), Артур и Мария (оба живут в Брянске).

Наталья Владимировна Дурбанова,
С.-Петербург

Однодельцы Михаил Иванович Дурбан, Михаил Михайлович Шнайдер и Петр Иванович Сафрайдер расстреляны согласно протоколу Особой тройки УНКВД ЛО № 322. В предписании на расстрел их порядковые номера 32–34. Всего в предписании значатся 100 приговорённых к высшей мере наказания. 99 из них считаются расстрелянными 18 марта 1938 г. и помянуты в данном томе. Евдоким Власович Григорьев умер в тюрьме и будет помянут в 12-м томе «Ленинградского мартиролога». 
София Филипповна Дурбан в 1945 г. осуждена в Казани на 8 лет ИТЛ. Реабилитирована в 1989 г. Помянута в 4-м томе Книги памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан. – Ред.