Гриднев Иван Иванович

Гриднев Иван Иванович, 1867 г. р., уроженец г. Скопин, русский, беспартийный, священник Дылицкой церкви на ст. Елизаветино Окт. ж. д., проживал: п. Рошаль Красногвардейского р-на Лен. обл., Набережная ул., д. 29, кв. 1. Арестован 28 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 12 марта 1938 г.

Cвященник Иоанн Гриднев

Иоанн Гриднев. С.-Петербург, 1912

Иоанн Гриднев родился 23 марта 1868 г. в селе Казинка Скопинского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Ивана Вонифатьевича Гриднева. Эта дата указана в дореволюционном паспорте. Однако в свидетельстве, выданном ученику Гридневу в октябре 1884 г., есть примечание о том, что его возраст показан лишь числом лет (шестнадцать), поскольку запись о рождении пропущена в метрических книгах.

В сентябре 1879 г. Иоанн поступил в приготовительный класс Скопинского духовного училища, а 24 августа 1884 г., окончив курс во втором классе, был из Училища уволен. В 1886 г. он стал послушником Александро-Невской лавры, затем с 1889 г. отбывал воинскую повинность, а в 1894 г. возвратился в Лавру. Митрополит Палладий (Раев) определил Иоанна Гриднева на должность псаломщика при Домовой Митрополичьей церкви (Крестовой).

25 января 1902 г. Иоанн Гриднев был перемещён на вакансию псаломщика к церкви святителя Петра митрополита Киевского в Ульянке. Однако местному населению не нравилось, что богослужение часто совершалось там без участия диакона, и 10 февраля причт этой церкви обратился к митрополиту Антонию (Вадковскому) с прошением рукоположить Иоанна Гриднева в сан диакона. «Богослужение в воскресные и праздничные дни в приходской и в приписной церкви Путиловского завода при многолюдстве молящихся желательно бы было совершать с участием диакона – и для большей торжественности, и для облегчения служащего священника», – пояснялось в прошении*. Исполняя распоряжение Владыки Антония, эконом Митрополичьего Дома архимандрит Никон в рапорте так отзывался о бывшем послушнике Лавры: «В продолжение всей службыГриднев отличался безукоризненным поведением, примерным усердием и образцовою исправностию в отправлении лежавших на нём обязанностей.Устав церковный, чтение и пение церковное он изучил вполне удовлетворительно; голосом обладает хорошим (довольно сильный баритон). В свободное от церковной службы время Гриднев занимался чтением книг религиозно-нравственного содержания и святоотеческих творений. Считаю своим долгом доложить, что псаломщик Гриднев вполне достаточно подготовлен к диаконскому служению и, по своим знаниям и голосовым средствам, может быть весьма хорошим диаконом». 12 февраля митрополит Антоний поставил на этом рапорте резолюцию: «Псаломщика Гриднева, – и лично мне по своим качествам известного, –удостоить возведения в сан диакона, с оставлением на псаломщической вакансии»*.

17 февраля 1902 г. псаломщик Иоанн Гриднев в церкви святителя Петра сочетался браком с крестьянской девицей Татианой Макариевной Дудиновой. 16 марта 1902 г. духовник Александро-Невской лавры архимандрит Конкордий привёл ставленника Иоанна Гриднева к присяге; на следующий день епископ Иннокентий (Беляев) при служении в Казанском соборе рукоположил его во диакона, и 27 марта 1902 г. о. Иоанну был выдана ставленная грамота.

5 августа 1903 г. о. Иоанна переместили на диаконскую вакансию к церкви св. кн. Александра Невского при Центральной одиночной тюрьме на Арсенальной наб., 5 («Кресты»). Здесь он, кроме того, вёл религиозно-нравственные беседы с заключёнными. В «Крестах» о. Иоанн служил семь месяцев.

11 марта 1904 г. о. Иоанн был прикомандирован к церкви святителя Спи­ридона Тримифунтского при лейб-гвардии Финляндском полку, на углу Большого пр. и 19-й линии Васильевского острова. Со 2 сентября 1905 г. он безвозмездно законоучительствовал в школе грамотности при Василеостровском отделении Александро-Невского общества трезвости, а в 1907 г. за многолетнюю полезную работу Общество поднесло ему Библию.

2 марта 1912 г. о. Иоанн был определён на открытую в январе вакансию диакона к Казанской церкви подворья Успенского Староладожского женского монастыря. Уже к концу года, как подчеркивал настоятель церкви о. Николай Гришков, общенародное пение в храме «значительно развилось, благодаря энергичному руководству им нового диакона подвория И. И. Гриднева»**. С 12 сентября 1912 г. о. Иоанн состоял законоучителем в женской гимназии Общества ревнителей среднего образования Нарвского района и ближайших к нему окрестностей (Петергофский пр., 28). В 1913 г., в память 300-летия Дома Романовых, он получил юбилейный крест на Владимирской ленте; кроме того, он имел серебряную медаль в память 25-летия церковно-приходских школ.

21 августа 1916 г. о. Иоанна переместили на вакансию псаломщика к церкви св. апостола Павла в Гатчинский дворцовый госпиталь.

Летом 1918 г. при госпитальной церкви, в связи с угрозой её закрытия, был организован самостоятельный приход. Резолюцией от 17 июля митрополит Вениамин (Казанский) благословил открытие прихода и утвердил всех предложенных приходским собранием членов причта.

30 июля 1918 г. указом Петроградского Епархиального Совета о. Иоанн был перемещён на штатную диаконскую вакансию к церкви Гатчинского госпиталя.

Следующие сведения об о. Иоанне относятся лишь к 1938 г. К этому времени он был рукоположен во священника и служил во Владимирской церкви в усадьбе Дылицы на ст. Елизаветино Балтийской железной дороги, а жил в пос. имени Рошаля Красногвардейского района (ныне – Мариенбург, Гатчина) по адресу Набережная ул., д. 29, кв. 1.

27 февраля 1938 г. Гриднев Иван Иванович был арестован у себя дома (при этом были изъяты церковные книги, священническое облачение и крест, кадило и другие богослужебные предметы, а также дарохранительница).

Арест о. Иоанна состоялся в рамках дела, направленного НКВД против духовенства Гатчины (тогда – г. Красногвардейск) и близлежащих населённых пунктов: «В городе Красногвардейске и Красногвардейском районе ликвидирована к.-р. группа церковников под руководством благочинного Красногвардейского района Воскресенского С. Н. Участники группы под видом разрешения религиозных вопросов устраивали систематически нелегальные сборища, где c к.-р. позиций обсуждались мероприятия ВКП(б) и сов. власти, а также намечались пути практического осуществления к.-р. деятельности. Участники группы в составе 14-ти человек, все служители религиозного культа, проводили среди населения пораженческую пропаганду, распространяли контрреволюционные измышления о советской действительности, высказывали террористические настроения»*.

Кроме о. Иоанна Гриднева членами «подпольной организации» во главе с протоиереем Севастианом Николаевичем Воскресенским объявлялись священнослужители из Гатчины – протоиереи Алексий Александрович Благовещенский и Александр Александрович Калачёв из Павловского собора, Владимир Константинович Воскресенский из Русско-эстонской Успенской церкви, иеромонах Исихий (Семёнов) из Покровской церкви; а также протоиереи Андрей Корнилович Корнилов (Петропавловская церковь поселка Вырица) и Константин Аркадьевич Григорьев (Преображенская церковь на станции Сиверская), священники Андрей Савельевич Котов и Леонид Аристархович Дымский (село Рождествено), Петр Иванович Лебедев (посёлок Карташевка), Николай Михайлович Васильев (деревня Малая Ящера), Василий Федорович Лебедев (Казанская церковь Красного Села). Был среди четырнадцати арестованных и один мирянин – Николай Николаевич Пипирин, сторож Дома отдыха Союза госучреждений на станции Сиверская, проживавший в селе Рождествено.

В показаниях одного священнослужителя, вызванного в качестве свидетеля, о. Иоанн был представлен в числе «сильных и активных членов» этой «организации»: «Гриднев И. И. по директивам организации активно и систематически среди местного населения села Дылицы проводит контрреволюционную работу, выступает с церковного амвона с антисоветскими проповедями, распространяет клеветнические провокационные слухи и восхваляет политику фашизма, которая является спасителем православной веры и духовенства. С одушевлённой ненавистью высказывает свою злобу существующему строю в СССР, который проводит репрессии на духовенство и гонение на православную веру».

3 марта о. Иоанна допросили, а 6 марта было утверждено обвинительное заключение всем проходившим по делу. Протоиерей Севастиан Воскресенский обвинялся в том, что создал и возглавил контрреволюционную подпольную организацию священников, а двенадцать священнослужителей – в том, что являлись участниками «группы церковников» и присутствовали на её «нелегальных сборищах», проводили контрреволюционную агитацию, распускали провокационно-клеветнические измышления, высказывали пораженческие взгляды, а также говорили «о необходимости верующим объединиться под единым Христовым знаменем для активной борьбы с советской властью, путём применения террора к руководству партии и сов. власти и к т. Сталину по примеру убийства С. М. Кирова».

11 марта 1938 г. Особая тройка УНКВД ЛО постановила о. Иоанна, как и других обвиняемых по этому делу, расстрелять. Приговор был приведён в исполнение 12 марта 1938 г.

Через двадцать лет по заявлению дочери одного из осуждённых дело было подвергнуто проверке, и было признано, что «как показания свидетелей, так и обвиняемых, крайне общи, неконкретны и противоречивы, в силу чего они вызывают сомнения в своей достоверности». Передопрошенные свидетели «от своих показаний отказались и заявили, что подобных показаний они не давали, а подписали их по указанию следователя». Президиум Ленинградского областного суда 15 декабря 1958 г. отменил постановление Особой тройки и прекратил дело за недоказанностью состава преступления в действиях всех осужденных, в том числе – о. Иоанна Гриднева.

О семье о. Иоанна осталось мало сведений. Его супруга Татиана Макариевна родилась около 1871 г. в деревне Павловская Домодедовской волости Серпуховского уезда Московской губернии. В послужном списке о. Иоанна за 1918 г. упоминается дочь Мария, но в архивно-следственном деле 1938 г. единственным членом его семьи называется жена.

 

Источники: ЦГИА СПб. Ф. 19, оп. 113, д. 4354. Л. 30, 33 об. – 34 об.; Оп. 115, д. 495; Ф. 678, оп. 1, д. 412; АУФСБ по СПб. и ЛО. Д. П-42605. Л. 16, 46 об., 196, 153 об., 235–237, 306, 307; Известия по С.-Петербургской епархии. 1902. № 4. С. III, 1903. № 16. С. IV–V, 1912. № 6. С. 1; Известия по Петроградской епархии. 1916. № 38. С. 2; Весь Петербург на 1914 г. Отд. III. С. 178; Н. Гришков. Жизнь Казанского Братства трезвости в первом полугодии (1 января – 30 июня) 1912 года. СПб., 1912. С. 6 (портр.); Н. Гришков. Жизнь Казанского Братства трезвости во втором полугодии (1 июля – 31 декабря) 1912 года. СПб., 1913. С.1; Жизнь Казанского Братства трезвости в 1913 году. СПб., 1914. С. 6 (портр.); Отчет о деятельности Александро-Невского общества трезвости за 1907-й год. СПб., 1909. С. 63.

Алина Владимировна Ярцева,
С.-Петербург
   

С. Н. Воскресенский, А. А. Благовещенский, А. К. Корнилов, П. И. Ле­бедев, К. А. Григорьев, Н. М. Васильев, И. И. Гриднев, И. С. Семёнов, В. К. Воскресенский, А. А. Калачёв, А. С. Котов, Л. А. Дымский, В. Ф. Лебедев и Н. Н. Пипирин расстреляны согласно протоколу Особой тройки УНКВД ЛО № 313. В предписании на расстрел их номера 11–24. Всего по этому предписанию расстреляны 97 человек. Все помянуты в данном томе. Приговорённый к расстрелу Готфрид Петрович Гер умер в тюрьме и будет помянут в 12-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.