ФРИЦ ХРИСТОФОРОВИЧ ШТОП
Мне в 1937 году было 6 лет, но я всё хорошо помню. Ночью я проснулась от шума в доме. Мама плакала, она стояла возле круглой печки в длинной холщовой рубашке, а папу о чём-то расспрашивали. Кругом были разбросаны бумаги и вещи. Нас было трое детей, и мы громко плакали, держась за маму.
Я хорошо помню, как были одеты эти пять человек. В синих галифе и полушубках. Меня эта одежда не покидает всю жизнь. Папу посадили в сани, мы все очень плакали. Тогда они сказали, что мы его только до конторы и отпустим домой. Но мы папу больше не увидели.
Мама была больна и весной 1938 года от горя умерла. Нас осталось трое сирот, и взяла нас к себе папина сестра Кондрат Емиля, у неё мы и жили. Тётя всё ездила узнавать об отце на Литейный, 6. Ей там сказали, что отца осудили на 20 лет без права переписки. И тётя нам всё время говорила, что наш отец невиновен, чтобы мы никому не говорили, что отец арестован и находится в тюрьме. И я всю свою жизнь пронесла этот страх, от которого до сих пор не могу избавится, как и от той страшной ночи. В ту же ночь вместе с моим отцом были арестованы:
Балодис Андрей, Павловский Вилюс, Мисин Карл.
Мы жили на хуторе Равань, и все кругом не верили, что они виновны, потому что они работали хорошо в колхозе и делали только хорошее людям. В то время люди говорили, что их арестовали, потому что они латыши по национальности. Отец в колхозе был бригадиром, и мы в то время жили бедно. Даже другой раз в доме не было хлеба. Жили как могли, а тут это горе. Дом наш был большой и хороший. В 1938 году с хуторов насильно согнали в деревню.
Отец был арестован 17 декабря 1937 года. 4 февраля 1938 года был расстрелян в возрасте 32 года. Так написано в документах.
Зельма Фрицевна Штоп,
С.-Петербург
Бригадир колхоза Фриц Христофорович Штоп расстрелян 4 февраля 1938 г. по так называемому Списку латышских шпионов № 22. В предписании на расстрел значится 47-м. Одновременно расстреляны его однодельцы колхозник Карл Григорьевич Миссин и завмаг совхоза «Рабочий коллектив» Эдуард Петрович Тылтын, члены колхоза «Коминтерн» Андрей Мартынович Балод, Василий Егорович Павловский. Всего по этому Списку расстреляны 98 человек в Ленинграде и двое в Новгороде. Все помянуты в данном томе «Ленинградского мартиролога». См. также выше воспоминания о Миссине. – Ред.