Широков Петр Федорович, 1889 г. р., уроженец д. Лыкошино Пирусской вол. Боровичского у. Новгородской губ., русский, из крестьян, беспартийный, окончил Технологический институт, технический директор дюралевого завода им. Ворошилова, проживал: г. Ленинград, Клинский пр., д. 27, кв. 10. Арестован 10 ноября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 26 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 февраля 1938 г. (Его жена Марианна Михайловна Широкова выслана в Архангельскую обл., где осуждена на 8 лет ИТЛ; отбыла наказание в Каменлаге и Карлаге.)
Пётр Фёдорович Широков был женат на Марианне Михайловне Широковой (Иорс), которая была родной сестрой моего дедушки. Она родилась в 1882 г. и умерла в 1966 г. в Ленинграде.
Пётр Фёдорович занимался металлами и сплавами, работал с А. Н. Туполевым, а нарком тяжёлой промышленности С. Орджоникидзе подарил ему машину.
В доме Петра Фёдоровича бывали известные люди. Его любил коллектив завода.
Поскольку Пётр Фёдорович был директором завода, они имели хорошую квартиру, мебель и рояль.
У Петра Фёдоровича был приятный голос, баритон, и он хорошо пел, а Марианна Михайловна аккомпанировала. Она окончила Петербургскую консерваторию по классу педагога Миклашевского, рано начала зарабатывать уроками и помогать семье. Марианна Михайловна была на семь лет старше мужа, и детей у них не было.
После ареста Петра Фёдоровича Марианна Михайловна также была арестована и провела в лагерях восемь лет.
В ссылке она была в Воркуте, в Казахстане, а потом в Искитиме. Вернулась после реабилитации в г. Боровичи Новгородской области. А позднее ей дали маленькую комнату в Ленинграде в коммунальной квартире, рядом с её сестрой и племянницей, по адресу: Лахтинская ул., д. 9, кв. 10.
На Лахтинской в 1951 г. я и родилась, но уже в 1957 г. переехала в Ригу с родителями.
Даже после отъезда я бывала у Марианны Михайловны по несколько раз в год. Я называла её бабушкой. Она занимилась со мной на фоно и много рассказывала. Бабушка вернулась из лагерей без всего и с подорванным здоровьем.У неё были трофические язвы на ногах. Помню этот запах мази Вишневского, которой постоянно мазали ноги.
Наша семья всегда была благодарна Н. Хрущёву за его решение о реабилитации осуждённых.
В свидетельстве о смерти Петра Фёдоровича, полученном бабушкой, указана дата – умер 20 мая 1940 г., а оказывается он был расстрелян 27 февраля 1938 г.
В том же доме на Лахтинской, этажом выше, жила семья Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Его мама Вера Семёновна приносила материалы Дмитрия Сергеевича, которые печатала другая сестра моего дедушки.
Воспоминаниях о тяжёлых событиях уводят в разных направлениях. Но я последняя в семье, кто видел этих людей (кроме Петра Фёдоровича). Я составила генеалогическое древо своей семьи, чтобы ничего не пропало.
Елена Шуктомова, г. Рига
Пётр Фёдорович Широков расстрелян в ночь на 27 февраля 1938 г. по приговору Выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР от 26 февраля. Всего в эти день и ночь расстреляны 60 человек. Список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда Союза ССР по Ленинградской обл., утвердили 3 февраля 1938 г. Сталин, Ворошилов, Молотов и Каганович. Широков значится в этом Списке 74-м из 75, кого надлежало судить по 1-й категории, т. е. расстрелять.
Анатолий Разумов