ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КОВЕЛЬ
Вот то немногое, что мне о нём известно из рассказов моей матери и архивных документов, с которыми мне удалось ознакомиться. Ковель Павел Петрович, мой дед, родился в Ленинграде в 1899 году. За свою жизнь он занимал разные руководящие должности: был начальником Дальневосточного торгового пароходства, начальником Мурманского управления Севморпути.
В Ленинграде он жил на улице Чайковского с женой и дочерью (моей мамой). Мама рассказывала, что у них была отдельная квартира, но Павел Петрович посчитал, что он не может занимать отдельную квартиру, когда много людей живёт в плохих условиях, и попросил поселить к нему жильцов и стал жить в коммуналке. Человек он был доброжелательный, общительный. Когда он приезжал из командировок, у него дома часто собирались гости. Правда, после ареста все они куда-то исчезли, и мама с бабушкой очень бедствовали. Помогали только бабушкины родственники. Мама говорила, что так и остался загадкой тот факт, что после ареста отца не тронули никого из его близких – ни его брата, ни семью.
Перед арестом Павла Петровича вызвали в Москву, и он там жил в гостинице «Москва», ходил оттуда на допросы и всё время успокаивал семью, говорил, что всё будет хорошо. 9 декабря 1937 года его арестовали. Потом бабушке объявили, что он получил 10 лет без права переписки, и она четыре месяца носила ему передачи, а он к тому времени уже был расстрелян.
В 1955 году моя мама получила извещение о том, что Ковель П. П. умер 3 сентября 1941 года (без указания места и причины смерти). И тут не обошлось без вранья. Даже после развенчания культа личности и реабилитации в 1956 году нельзя было сообщать о дате смерти. Только в 1989 году мама получила из Военной коллегии Верховного суда письмо, где была указана настоящая дата расстрела.
К делу моего деда подшито письмо бабушки, посланное в Москву в 1955 году:
Прокуратура Союза ССР
Главному прокурору по спецделам
На Ваш № 13/2-14435-55 от 11 октября 1955 г. данные сведения о моём муже П. П. Ковель я Вам сразу же выслала и вот который месяц нет никаких известий. Только вчера на адрес моей дочери В. П. Ковель пришло свидетельство о смерти П. П. Ковель, последовавшей 3 сентября 1941 г., о причинах смерти и где, не указано, а свидетельство получила она в ЗАГСе. Умоляю, прошу, требую выслать ответ на мой запрос, разобрать его дело и почему он умер в 1941 г., а всё время отвечали неизвестно и только теперь пришло извещение о смерти. За что человека постигла такая тяжёлая участь, неужели я у Вас в прокуратуре не найду ответа, то куда же мне тогда обращаться и узнать истину и правду. Просьбу мою, надеюсь и буду надеяться, не оставите без внимания. Прежде всего, я тоже человек и по старости своих лет и всего пережитого хочу знать правду. Не умею я писать, но высказала всё, что у меня на сердце.
Ленинград, Александра Васильевна Ковель.
Никакой правды бабушка не добилась. Это письмо произвело на меня самое сильное впечатление.
Екатерина Игоревна Кончакова,
С.-Петербург
Нач. Мурманского управления Главсевморпути Павел Петрович Ковель приговорён к высшей мере наказания Военной коллегией Верховного суда СССР в Москве 17 февраля 1938 г. и расстрелян в тот же день. Возможное место погребения – спецобъект НКВД «Коммунарка», ныне мемориальное кладбище.
Ковель помянут в данном томе «Ленинградского мартиролога» и в Книге памяти «Расстрельные списки: Москва, 1937–1941: „Коммунарка“, Бутово» (М., 2000). – Ред.