Казанские
Автобиография
Я, Казанская Елена Витальевна, родилась в гор. Двинске (теперь Даугавпилс, Латвия) в 1892 году в семье служащего. Отец мой Маркевич Марк-Виталий работал в нотариальной конторе письмоводителем. Умер в 1895 г. Мать моя, Маркевич Анеля Казимировна, осталась без средств и была вынуждена, не имея специальности, держать на пансионе гимназисток, приезжающих с периферии, и этим мы жили, она воспитывала меня и учила.
В 1911 году я окончила гимназию и поступила работать почтово-телеграфным чиновником и работала до замужества.
В 1914 году 25 апреля вышла замуж за Казанского Николая Александровича, морского инженера, и уехала с мужем и матерью в Петербург, где муж работал на Франко-русском заводе.
В 1915 году родилась дочь Нина.
До 1923 года я занималась домашним хозяйством. В 1923 году я поступила на годичные курсы кино «Кино-Север», которые закончила в 1924 году и получила квалификацию киноартистки. Снималась в кино на фабрике Совкино и Ленфильм.
Была членом Рабиса и состояла на учёте киноработников. Выбрана от кино работником по охране труда на кинофабрике.
В 1925 году была выбрана членами Рабиса секретарём киносекции, а затем в этом же году и членом правления и президиума Центрального Дома работников искусств и переизбиралась 4 года до 1930 г. Прервала работу в связи с болезнью мужа.
С 1929 по 1937 год работала в культкомиссии ЖАКТа.
В 1930 году осенью поступила в Рабочий университет по искусству при Эрмитаже, в котором прослушала лекции 2 1/2 года.
В 1933 году на заводе имени 2-й Пятилетки, на котором работал мой муж, я была выбрана председателем Совета жён инженерно-технических работников. Совет жён руководил рабочим питанием, детской работой, оказывал помощь стахановскому движению и прочее.
11 октября 1936 года я была делегатом от Ленинградской промышленности на 2-м Пленуме ЦК и ЦБ ИТС Союза среднего машиностроения в Москве.
Работа на заводе закончилась с арестом мужа 9 января 1937 года. Я осталась с матерью и учащейся дочерью.
15 января 1937 года я поступила секретарем в Техникум промышленного транспорта НКЧМ (Герцена, 32). 23-го марта 1938 года меня арестовали как жену Н. А. Казанского. 26 апреля 1938 года Особое совещание осудило на 8 лет лагерей.
В лагерях я по состоянию здоровья, пройдя комиссии, была освобождена от общих работ и работала на вышивке, в конторе и прочее.
В Карагандинском лагере работала на семенном участке по отбору семян. Дежурила на канале по распределению воды для полива. 1943–44 годы болела, лежала в стационаре и была переведена в инвалидную бригаду до освобождения.
23 марта 1946 года освобождена из лагеря актированным инвалидом. Справка 204093 «р» С.У.Р.З. № 19541 от 23/03-1946 г.
Освободившись из лагеря, я поселилась в городе Лебедяни Липецкой обл. На моём бессрочном паспорте вписана 39 статья, благодаря которой фактически не могла устроиться на работу в учреждениях маленького города (работала домработницей, няней).
Все 18 лет я тщетно старалась узнать о судьбе мужа и хлопотала о пересмотре его дела и снятии моей судимости.
31 мая 1955 года по постановлению Президиума Верховного Совета Союза ССР судимость вместе со всеми ограничениями с Казанской Е. В. снята – справка № 1070/55 от 2 июня 1955 г.
Я выехала из Лебедяни в гор. Люблино Московской обл. и 2.12 поступила работать в Дом художественного воспитания детей Московско-Курской Донбасской железной дороги.
Мой муж реабилитирован посмертно 4 августа 1956 года Военной коллегией Верховного суда СССР. 6 июня 1956 года реабилитирована я Военным Трибуналом Ленинградского Военного округа. Справку о смерти мужа я получила 31 октября 1955 года.
О муже
Муж мой, Казанский Николай Александрович, 1889 года рождения, технический директор Ленинградского завода бумагоделательных машин им. 2-ой Пятилетки, был арестован в гор. Ленинграде 9 января 1937 года.
В 1938 году 26-го февраля он был осужден Военной коллегией на 10 лет без права переписки. Он реабилитирован посмертно 4 августа 1956 года.
В 1928 году с завода «Знамя труда» Н. А. Казанский был направлен Техническим директором на завод «Кооператор» для его восстановления после поджога его чубаровцами.
С коллективом завода, сплочённым мужем, под его техническим руководством завод был не только восстановлен, но и выполнил свою программу в 3 ½ года, за выполнение пятилетки в 3 ½ года мужа премировали золотыми часами.
В 1930 году правительство направило мужа в Германию для ознакомления с рядом производств.
После возвращения из Германии он написал книгу «Три месяца по германским заводам», 463 стр., изданную трестом Точмаш в 1932 году тиражом 2000 экз. Настоящая книга, являя собою сводку материалов, собранных мужем, имеет четыре раздела: 1. Производство бумагоделательных машин, 2. Кирпиче- и черепицеделательное оборудование, 3. Прачечное оборудование и вентиляционно-отопительная аппаратура, 4. Разное.
Муж изучил ряд производств на заводах Германии: по 1-му отделу 13 заводов, по 2-му отделу 6 заводов, по 3-му отделу 9 заводов, по 4-му отделу 5 заводов.
После возвращения мужа из командировки завод «Кооператор» стал изготовлять прачечное, вентиляционное и черепицеделательное оборудование. Муж был вторично направлен в 1933 году в Германию для изучения бумагоделательного машиностроения. По возвращении он написал книгу «Бумагоделательное машиностроение в Германии», изданную трестом Союза лесного и бумажного машиностроения 3 марта 1935 года тиражом 1500 экз. Книги сохранились у меня. Я думаю, что они актуальны и сегодня, и если есть лица, заинтересованные в ознакомлении с ними как с технической стороны, так и с высказанными соображениями моего мужа в отношении заграничных командировок, могу их предоставить.
Эти книги, результат кратких командировок в чужую страну с чужим языком, ясно раскрывают техническую эрудицию мужа и его способности техника. От морского инженера-кораблестроителя, устанавливающего в возрасте 25 лет турбины на наши линкоры «Гангут» и «Полтава», до специалиста по бумагоделательному машиностроению к 42-м годам.
Муж не только изучил бумагоделательное производство, но с коллективом завода, подготовленным им к специфике данного производства (организовал и руководил техучёбой завода, систематически читая лекции), перевёл завод безболезненно на новое производство, обеспечив выполнение плана. Завод с 1933 года переоборудован на ходу, и в 1934 году была выпущена первая в СССР бумагоделательная машина стоимостью в 2 ½ миллиона золотом. Советский Союз был освобождён от необходимости закупки таковых за границей. Наши машины до ареста мужа были установлены на Кондопожском, Зугдидском, Балахнинском бумажных комбинатах. (На Сегежском комбинате во время заключения в Сегежлаге с 1939 по 1940 годы я работала на бумаге, изготовленной нашей машиной.)
За организацию нового производства в СССР и выпуск первой бумагоделательной машины нарком Серго Орджоникидзе премировал мужа легковой автомашиной. Муж имел ряд благодарностей и наград. Муж был активным рационализатором завода. За всё время работы он своим руководством обеспечивал выполнение плана и программы руководимого им учреждения, завода, неполадки в процессе работ налаживались в кратчайший срок.
Жизнь завода 2-й Пятилетки я знала хорошо, так как работала на нём последние годы перед арестом мужа председателем Совета жён ИТР завода и внесла свой труд в жизнь завода по организации детской работы, питания рабочих (столовая), в помощь стахановскому движению на заводе и проч. По результатам удовлетворительной работы жён ИТР Главком были выделены средства жёнам ИТР. Так мы жили и работали с мужем до ареста.
Кроме работы на заводе муж, будучи доцентом Ленинградского Политехнического института, вёл кафедру «Бумагоделательное машиностроение» в институте, готовил будущих инженеров. Имел учёную степень кандидата технических наук и готовил докторскую диссертацию, владел латинским, немецким и английским языками.
Е. В. Казанская, 1957 г.
Фото Казанского и автобиографию Елены Витальевны Казанской (1892–1978) предоставил её внук Николай Борисович Копнин (Москва).
Николай Александрович Казанский осуждён 26 февраля и расстрелян в ночь на 27 февраля 1938 г., в ряду 60 осуждённых Выездной сессией Военной коллегии – «в порядке закона от 1 декабря 1934 г.», как записано в акте о приведении приговора в исполнение. Время расстрела не указано. Обычно это происходило ближе к полуночи и отнимало у палачей по минуте на человека. 26 февраля военная коллегия заседала до полуночи. Из-за большого количества осуждённых акт о расстреле оформлен следующим днём после приговора.
Дочь Казанских Нина Николаевна (в замужестве Копнина; 1915–1998) не арестовывалась. Ей дали закончить в 1938 г. Ленинградский машиностроительный институт и направили на Карабашский медеплавильный завод на Урале.
Книги Казанского сохранились в фондах Российской национальной библиотеки. – Ред.