ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ИСУПОВ
Я изучил следственные дела моего отца.
Мой отец, Георгий Васильевич Исупов, родился в Петербурге в 1907 г. Русский, из рабочих. Был вестовым в Красной армии с 1919 по 1920 гг. Потом был воспитанником детдома с 1922 по 1925 гг. Окончил 5 классов городской школы. Работал в Ленинграде на фабрике целлулоидных изделий. В 1929 г. был призван в Красную армию и служил музыкантом по 1931 г. Член ВКП(б) с 1928 по 1935 гг.
Женился (моя мама, Анна Николаевна, до 1929 г. тоже работала на фабрике целлулоидных изделий). В 1932 г. родился я, их сын. Перед арестом отец работал агентом по снабжению при Институте телевидения.
Арестовали отца за сочувствие к Ленинградской оппозиции в 1925 г.
По одному делу с ним проходили его друзья Дегтярёв Николай Филиппович, 1904 г. р., и Румянцев Николай Васильевич, 1906 г. р. Особым совещанием при НКВД СССР 15 октября 1936 г. отец и его друзья были осуждены за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» на 5 лет лагерей.
Отца отправили на Колыму, на прииск «Нечаянный» Севвостлага НКВД. Работал он забойщиком. 10 января 1938 г. его допросили по старому делу. В протоколе допроса записано: «По одному делу проходили со мной Румянцев и Дегтярёв. Больше ни с кем я связан не был. Связей на прииске «Нечаянный» у меня никаких нет, кроме как по работе», «Свой % выработки нормы я точно не знаю, получаю производственное питание (за ноябрь). Отказов от работы у меня нет». На утверждение следователя «Вы проводили троцкистскую агитацию, клеветали на партию и правительство, призывали к массовому отказу от работы» записан ответ: «Это всё я отрицаю. Виновным себя ни в чём не признаю».
14 января 1938 г. в Оротукане начальник райотдела НКВД по Южному горнопромышленному управлению Дальстроя лейтенант госбезопасности Гольдфарб утвердил Обвинительное заключение по следделу № 727:
«Исупов Г. В. исключён из партии за троцкизм, осуждён за контрреволюционную троцкистскую деятельность. Отбывая заключение, проводил троцкистскую агитацию, насаждал пораженческие настроения в пользу Японии и Германии, восхвалял Троцкого, Каменева, Зиновьева, сожалел о расстреле Тухачевского, Якира, распространял клеветнические слухи по адресу Сов. органов и руководителей партии. На производстве саботировал. Террористически настроен к руководителям партии и правительства. Виновным себя не признал, но учитывая достаточное изобличение свидетелями – направить дело на рассмотрение Тройки УНКВД по ДС».
16 февраля 1938 г. отца расстреляли.
Отец реабилитирован за отсутствием в его действиях состава преступления дважды:
по первому делу – Постановлением Президиума Ленинградского горсуда от 15 октября 1968 г.,
по второму делу – Президиумом Магаданского облсуда 3 января 1973 г.
Юрий Георгиевич Исупов,
С.-Петербург
Георгий Васильевич Исупов помянут в данном томе «Ленинградского мартиролога» и в Книге памяти «За нами придут корабли» (Магадан, 1999).
Николай Филиппович Дегтярёв и Николай Васильевич Румянцев отбывали наказание в Соловках. Оба расстреляны в Сандармохе под Медвежьегорском. Дегтярёв – 2 ноября 1937 г., Румянцев – 1 ноября 1937 г. Оба помянуты в 6-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.