Думс Артур Петрович

Думс Артур Петрович, 1897 г. р., уроженец г. Рига, латыш, б. член ВКП(б), управделами Союзоптбакалеи, проживал: г. Ленинград, пр. Газа, д. 28, кв. 55. Арестован 5 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 10 января 1938 г. приговорен по ст. 58-1а УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 16 января 1938 г.

АРТУР ПЕТРОВИЧ ДУМС

Думс Артур Петрович, 1897 г. рождения, латыш, уроженец местечка Глазманка, был призван на военную службу в отряд Красных латышских стрелков, затем был на разных фронтах, был награждён именным оружием от Ворошилова (которое было изъято во время обыска), а также орденом Красной Звезды.

После революции отец с семьёй поселился в латышской колонии под Уфой (станция Тавтиманово), где семья занималась сельским хозяйством. Затем переехали в г. Карачев (родину матери), а затем в Ленинград (1930 г.). В Ленинграде отец работал на заводе «Красный Путиловец» редактором заводской газеты и учился на курсах старшего комсостава, кроме этого по партийной линии работал вечерами переводчиком в клубе советских моряков на пр. Огородникова. По окончании курсов был направлен в г. Лугу заместителем директора хлебзавода по хозчасти.

5 декабря 1937 г. после обыска отец был арестован. В тот день, 5 декабря 1937 г., из дома увезли два воронка людей разных национальностей.

Вот здесь начались наши жизненные мытарства. После ареста отца меня, студентку Педиатрического института, исключили из института и выслали из города, а матери с младшей сестрой дали срок 10 дней, чтобы духа их не было в городе, и указали место куда надо выехать – г. Карачев.

Мать с сестрой остались там, а я уехала в пригород Ленинграда, вышла замуж (надо было срочно менять фамилию). Родила двоих детей, прожила все 900 блокадных дней, схоронила от голода двоих детей (1941–1942 гг.) и была призвана в ряды Военно-морского флота, где прослужила 2 года 8 месяцев старшим матросом, демобилизовалась 15 ноября 1945 г.

Что было интересно, на собеседовании в Райвоенкомате я сказала, что я являюсь дочерью «врага народа». На что получила ответ: «В нашей стране дети за родителей не отвечают». Что же это за страна – когда надо было выгонять и высылать, тогда отвечали, а когда надо защищать, тогда не отвечают?

После демобилизации я вышла замуж и начала поиски своего отца, т. к. он был осуждён на «10 лет без права переписки». Поиски продолжались в 1947–1956 гг. Вот тут и началось такое враньё, что просто уму непостижимо: 10 лет без права переписки; находится в местах отдалённых (четыре сообщения); умер под Читой от энцифалита и т. д и т. п. У меня на руках два свидетельства о смерти с разными датами и разными диагнозами. За девять лет моих поисков где я только не была. Везде было одно враньё, тогда я обратилась в Москву в Совет национальностей, где в то время был председателем латышский писатель В. Т. Лацис, и он вмешался в это дело. Быстро всё нашли, вызвали снова на Чайковскую и стали говорить, зачем вы послали в Москву, мы бы тут сами разобрались, стали извиняться и валить на Ягоду, Ежова, Заковского и других. Хотя один высокий чин (видимо, я ему надоела своими посещениями) в довольно в грубой форме мне сказал: «Слушай, ты, морячка, перестань мне мозолить глаза и ходить сюда, а то попадёшь к своему отцу». На что я ему ответила: «Я Советскую власть не защищала, меня не за что, а кто защищал – с теми вы уже разделались».

После реабилитации ничего не было возвращено, предлагали восстановление в партии, но я этого не стала делать.

Последнее, что я имею на руках после реабилитации, свидетельство о смерти, где указано, что отец расстрелян 16 января 1938 г. в Ленинграде.

Я репрессированная, являюсь участницей Великой Отечественной войны, блокадницей, работала 30 лет в школе библиотекарем, мне 84 года, сейчас живу с внуком (он врач, хирург-онколог).

Тамара Артуровна Братанчук,
С.-Петербург, 2004 г.

Артур Петрович Думс, перед арестом управделами Союзоптбакалеи, расстрелян 16 января 1938 г. по так называемому Списку латышских шпионов № 18. В предписании на расстрел значится 46-м из 65 расстрелянных. Все помянуты в данном томе «Ленинградского мартиролога».

Жена Думса, Мария Григорьевна Думс, была выслана из Ленинграда с дочерью Ниной. Нина Артуровна Цыганкова (урожд. Думс) перед войной вернулась в Ленинград, поступила в техникум общественного питания. Всю блокаду провела в Ленинграде, награждена. В настоящее время живёт в Бишкеке (Киргизия), состоит в Обществе блокадников.

Мария Григорьевна Думс вернулась в Ленинград после войны. Больше её никуда не высылали.

Тамара Артуровна Думс ушла из жизни в 2005 г. – Ред.