АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ ДЕВЕЙКИС
Я нашла имя деда на сайте «Возвращённые имена». Спасибо всем, кто возвращает имена наших дедов из забытья. Я внучка Девейкиса Александра Осиповича, дочь его дочери Элеоноры (1929–1989).
Знаю, что дед родился в г. Валга – Валка, потом его семья жила в Нарве. Дед бежал из буржуазной Эстонии в Питер, т. к. был коммунистом. Встретил Биндер Элеонору Викентьевну, 1906 г. р., мою бабушку. Работал в депо Варшавского вокзала машинистом. Жили на 10-й Красноармейской улице. Первый раз за ним пришли – он показал партбилет. Не взяли. «Добрый» начальник на работе предложил: «Давай положу в сейф для сохранности». Когда пришли во второй раз, документ исчез. Мама помнила ночное прощание, поцелуй отца. Бабушке раз удалось увидеть деда. Он держался уверенно: «Ничего от меня не добьются, пусть хоть за яйца вешают» – его последние слова. Бабушку как жену врага народа сослали под Ижевск в г. Сарапул. Над мамой оформила опекунство мать бабушки Биндер Вера Осиповна, они остались в Ленинграде. После 5 месяцев блокады вторая дочь Веры Осиповны вывезла их в Сарапул. Квартиру их в Ленинграде заняла семья офицера из разбитого дома.
Мама мечтала стать железнодорожником, как отец. В 1950 г. поступила в ЛИИЖТ. Мама пыталась узнать об отце. Какой-то чиновник пожалел её, сказал, что он сослан в дальневосточные лагеря. В 1953 г. мама выхлопотала справку о реабилитации «посмертно».
Мама скрывала от нас с сестрой правду о деде. Приговор был «10 лет без права переписки». Мама рассказывала, что дед был большим умельцем, если попал в лагерь, то выжил бы. Она свято верила, что он вернётся… Ей было 8 лет, когда его забрали. Сохранились её стихи деду в лагерь. (Пишу вам и реву.)
Моя мама в 1963 г. отправилась искать родню в Эстонию. Искала двух сестёр отца, но они из Нарвы переехали. Цепь счастливых случаев – нашли их в Таллине. Как все были рады.
Моя бабушка так и прожила в Сарапуле до 1996 г. Говорила: «Верю только в собачью верность, людям – нет». Исковерканные судьбы…
Сейчас и мамы нет, и тётушек. А хотелось узнать всё больше. Я познакомилась с «делом» деда.
Ольга Михайловна Вязьмина,
С.-Петербург
Александр Осипович Девейкис расстрелян по так называемому Списку эстонских шпионов № 8. В предписании на расстрел он значится 35-м из 99 приговорённых к высшей мере наказания и расстрелянных в Ленинграде. Ещё один приговорённый по Списку расстрелян по особому предписанию в Новгороде. Все помянуты в данном томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.