Гаврилюк Савва Федорович

Гаврилюк Савва Федорович, 1903 г. р., уроженец с. Половинчик Киевской губ., украинец, беспартийный, перед арестом не работал, проживал: г. Ленинград. Арестован 28 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 25 января 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 февраля 1938 г.

СУДЬБА СПЕЦАГЕНТА

                                                      Убили моего отца

                                                                        ни за понюшку табака.

                                                                        Всего лишь капелька свинца –

                                                                        зато как рана глубока!

                                                                                        Булат Окуджава

В 1920–1929 гг. в коммунистической партии Советской Украины существовал глубоко законспирированный Закордот – закордонный отдел. В задачи Закордота входила агентурно-разведывательная и информационная работа за границей по вопросам политического, экономического и военного характера. Руководил Закордотом один из членов ЦК КП(б)У. Закордот приравнивался к военным организациям и финансировался Реввоенсоветом Республики.

Одним из спецагентов бессарабского подразделения Закордота, под агентурным псевдонимом Пантюша Гонимов, был наш отец Савва Фёдорович Гаврилюк.

Родился Савва Гаврилюк в 1903 г. в селе Половинчик Монастырищенского уезда Киевской губернии. В 1905 г. царская власть из-за «неблагонадёжности» сорвала семью Гаврилюков с родной украинской земли и отправила в ссылку в Бессарабию. Там, общаясь со сверстниками разных национальностей, Савва овладел румынским и немецким разговорными языками. Во время учёбы в Комратском реальном училище (1914–1917) увлёкся революционной романтикой.

В 1918 г. королевская Румыния аннексировала Бессарабию. Советское партийное руководство развернуло активную работу за рубежом. Внешне всё выглядело как сугубо народная инициатива, национальное революционное партизанское движение широких масс, руководимых партией. По сути же, это был активный экспорт революции.

Первое боевое крещение 15-летний Савва получил в январе 1918-го во время вооружённых столкновений с румынами. В июле–декабре 1920 г. Гаврилюк – уполномоченный Дубоссарской уездной ЧК.

Для агентурной работы Гаврилюка завербовал начальник штаба ревкома, он же уполномоченный Одесского губкома КП(б)У Григорий Иванович Борисов (Старый). В Одессе, на улице Троицкой, 20, был расположен один из пунктов Закордота и конспиративная квартира для связи с резидентами и агентами. Было ещё несколько конспиративных точек, среди которых уединённая приморская дача на улице Уютной, 8.

Пантюша Гонимов в 1920–1922 гг. возглавлял подпольные организации юга Бессарабии. Он появлялся среди населения под видом рыбака или охотника, жестянщика, сапожника, родственника или знакомого. Листая тома дел Сигуранцы (румынской спецслужбы), постоянно наталкиваешься на ссылки на Закордот, на имена Пантюшка, Вася, Сенька, «важный господин в роскошном костюме». Всё это – Гаврилюк, за которым румыны вели постоянное наблюдение при помощи штатных информаторов и добровольных доносителей. Нашёлся и документ, по которому Савва осуждён на 20 лет каторги, – обвинительное заключение военного трибунала 3-го корпуса Румынской армии о нелегальной шпионской организации: «Обвиняется Савва Гаврилюк в том, что в 1921 году распространял материалы с Украины, которые призывали к подрыву существующей формы государственного правления и введения коммунистического режима, разрушению двух железнодорожных мостов, выведению из строя железной дороги. Предлагается присудить 20 лет (заочно)». Румыны продолжали поиск. Выписка из архивных документов свидетельствует: «…установлено, что в 1924 году несколько раз был у себя дома советский агент Савва Гаврилюк (Пантюша). Устанавливаются цели его приезда», «…terorist Sava Gavriljuc zie Pantiusca… должен быть немедленно арестован». Следующий заочный суд добавил ещё 20 лет. По результатам третьего рассмотрения дела в 1926 г. Гаврилюк приговорён к пожизненной каторге. За его голову было назначено 20 тысяч лей. Деньги так и остались невыданными. Для таких суровых приговоров трибунал имел все основания. Благодаря эффективным действиям агентов Закордота едва ли не весь состав бессарабского отделения Сигуранцы начал работать в пользу советской разведки. За это шеф отделения впоследствии был казнён.

В 1922–1923 гг. Гаврилюк – начальник пункта 1-го спецотдела штаба Харьковского военного округа. В 1922 г. для повышения квалификации был направлен на учёбу в Коммунистический университет в Москву. По окончании учёбы, не прерывая деятельности в Бессарабии, работал под руководством Политсекретариата Белорусско-Балтийской железной дороги (обеспечивал безопасность на Минском, Смоленском, Волоколамском направлениях), затем – Политсекретариата Юго-Западной железной дороги (Украина). В августе 1923-го – июле 1924-го Гаврилюк – в разведотделе штаба Украинского военного округа.

C момента создания Молдавской Автономной ССР в составе Украины (1924) изменилась тактика работы бессарабского подразделения Закордота. Гаврилюк работал под прикрытием: в 1924–1927 гг. – он партсекретарь сельхозкоммуны «От тьмы к свету», где занимался криминальными обитателями подземного монастыря (село Липецкое Одесской области); в 1927–1928 гг. – управляющий делами ЦИК и Совнаркома Молдавской АССР.

В 1929 г. Борисова (Старого) перевели в Харьков. На должности уполномоченного Закордота по работе в Бессарабии его заменил Гаврилюк. Но в это время Закордот был ликвидирован, его функции постепенно перешли к военным. В 1929–1930 гг. Гаврилюк учился на Курсах усовершенствования комсостава РККА, профессионально овладел специальными техническими средствами разведывательной деятельности (связь, оружие, фотодело со всеми его специальными вариантами, автотракторная техника, голубиная почта, кинологическое дело). С этого времени он – кадровый военный: начальник пункта 4-го отделения (1930–1933 гг.), помощник начальника 2-го сектора Разведупра Украинского военного округа (1933–1935 гг.).

В 1935 г. в судьбу военнослужащего Гаврилюка вмешалась Москва: его перевели в Ленинград начальником отдела разведки Ленинградского военного округа. В Ленинграде он занимался финскими проблемами. Материалы личного дела (№ 122) за период военной службы в Красной армии характеризуют отца положительно.

29 августа 1937 г. батальонный комиссар Савва Гаврилюк арестован коммунистическим режимом Советского Союза как «враг народа» и приговорен «к 10 годам лишения свободы без права переписки». Так сообщили родственникам. А документы следственного дела свидетельствуют, что 4 февраля 1938 г. отец был расстрелян по стандартному обвинению: «шпионаж в пользу одной иностранной державы и участие в военно-троцкистском заговоре». Тогда же, по тем же обвинениям были осуждены и погибли два родных брата отца – мои дяди Дометий (Дементий) и Дмитрий, родной брат моей матери Владимир Карпов, председатель Совнаркома Молдавской АССР Борисов (Старый), первый резидент советской военной разведки в Бессарабии Исай Парфелюк (Семёнов) и многие, многие другие.

В 1958 г. Гаврилюк реабилитирован за отсутствием состава преступления. Обвинения против него были сфальсифицированы при помощи незаконных методов ведения следствия. В то время подследственных на допросах избивали и пытали, чтобы любой ценой получить подпись под протокольной нелепицей.

Так сложилась судьба тайного спецагента тайного Закордота в системе бывших спецслужб Советской Украины. Беспощадный революционный вихрь втянул его в борьбу, вовлёк в преступное дело, закрутил, вынес с родной Украины и погубил.

Отец похоронен вместе с другими жертвами красного террора где-то на Левашовской пустоши под С.-Петербургом. Там на кладбище стоит памятный крест «Украинцам – жертвам политических репрессий».

Сведения об отце мы с сестрой собирали по крохам на протяжении многих лет. В своё время общались с ещё живыми его соратниками, не раз беседовали с супругой Борисова (Старого) – Екатериной Семёновной Алмазовой, прекрасно помнившей Пантюшу, который часто бывал в их доме. В Госархиве Кишинёва знакомились с материалами румынской Сигуранцы, читали публикации о нём в периодике и в книге болгарского писателя Георгия Гологинкова. В общем, собрали около 30 различных источников.

Марк Савельевич (Марат Саввич) Гаврилюк,
г. Одесса

Савва Фёдорович Гаврилюк расстрелян по так называемому Сборному списку шпионов № 2. В предписании на расстрел значится 27-м из 48 приговорённых к высшей мере наказания. 29-м в том же предписании значится его шурин – батальонный комиссар Владимир Николаевич Карпов, преподаватель Военно-политической академии и школьный педагог. Все считаются расстрелянными 4 февраля 1938 г., все помянуты в 8-м томе «Ленинградского мартиролога».

Брат Саввы Гаврилюка Дмитрий работал начальником шлюза № 8 канала Москва–Волга. Расстрелян 8 марта 1938 г. Помянут в 1-м томе Книги памяти «Бутовский полигон, 1937–1938 гг.» (М., 1997).

Григорий Иванович Борисов (Старый) арестован 22 июня 1937 г. Расстрелян 11 октября 1937 г.

Исай Константинович Парфелюк арестован 19 декабря 1937 г. Расстрелян в лагерях 25 декабря 1941 г. – Ред.