Баторский Михаил Александрович

Баторский Михаил Александрович, 1890 г. р., уроженец г. Ленинград, русский, беспартийный, окончил Пажеский корпус, нач. Кавалерийских курсов усовершенствования командного состава (ККУКС), перед арестом нач. кафедры Военной академии Генштаба РККА, комкор, проживал: г. Москва, Большой Трубецкой пер., д. 16, кв. 6. Арестован 17 июля 1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 7 февраля 1938 г. приговорен за "шпионаж" к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Москва 8 февраля 1938 г. (Спецобъект НКВД "Коммунарка"; его жена, Мария Алексеевна Баторская осуждена на 8 лет ИТЛ, отбыла наказание в Карлаге.)

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАТОРСКИЙ

Михаил Александрович Баторский по окон­чании Пажеского корпуса был выпущен корнетом в Лейб-гвардии Кирасирс­кий Её Величества полк (Гатчинские Синие гусары), в 1912 г. – взводный офицер третьего (штандартного) эскадрона. Свидетельство об этом есть в книге B. C. Трубецкого «Записки кирасира» (М., 1991, с. 117).

После революции Баторский сознательно перешёл на службу в Красную армию. Пройдя с Первой Конной армией С. М. Будённого всю Гражданскую вой­ну как начальник Штаба армии Западного фронта, в 1921 г. он одним из первых был награждён орденом Красного Знамени, а также именным ору­жием. Баторского высоко ценили как знающего и высоко­квалифици­рованного военного специалиста: «Среди начальников штабов армий можно назвать таких крупных военных специалистов, как Л. А. Александров, М. А. Баторский, В. И. Буймистров, А. М. Зайончковский, Ф. Ф. Новиц­кий, Г. А. Плющевский-Плющук, В. И. Стойкий и др.», – пишет А. Г. Кавтарадзе в книге «Военные специалисты на службе Республики Советов, 1917–1920 гг.», отмечая, что из 93 начальников штабов армий бывших кадровых офицеров царской армии было 77 (т. е. 83%), в том числе 49 бывших офицеров Генштаба.

В 1925 г. Баторский стал комкором и начальником Кавалерийс­ких Курсов усовершенствования командного состава (ККУКС). Его уче­никами были Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. X. Баграмян, А. Е. Ерё­менко, М. И. Савельев и др.

В своей книге «Воспоминания и размышле­ния» Жуков пишет: «Летом 1925 г. мы были заняты главным обра­зом полевой тактической подготовкой, которая проходила под непосред­ственным руководством начальника курсов Михаила Александровича Баторского. Очень много знаний и опыта передал он нам». Жуков называ­ет Баторского «известным теоретиком конного дела».

В конце 20-х – начале 30-х годов Баторскому было поручено ко­мандование Закавказским военным округом. Он жил тогда в Новочеркас­ске, и нередко его гостем там бывал его боевой соратник Будённый. С середины 30-х годов Михаил Александрович преподавал в Москве в Ака­демии Генерального Штаба. Среди его друзей были Якир и Тухачевский. Приезжая в Ленинград, Михаил Александрович неизменно отправлялся к М. Н. Тухачевскому на Миллионную улицу (тогда ул. Халтурина).

Женой М. А. Баторского была Мария Алексеевна Шпейер, семья кото­рой жила в Царском Селе. Их единственный сын Георгий умер в 16-лет­нем возрасте, заразившись менингитом во время практики летом 1930 г.

В 1937 г. Баторский был арестован и в ночь с 7 на 8 февраля 1938 г. расстрелян по обвинению в принадлежности к «военно-фашист­скому заговору под командованием М. Н. Тухачевского». Его жена также была арестована и отправлена в лагерь в Акмолинск, освобождена в 1945 г. и вскоре после этого скончалась.

Дело по обвинению М. А. Баторского было пересмотрено Военной коллегией Верховного Суда СССР 24 августа 1957 г. «Приговор Военной коллегии от 7 февраля 1938 г. в отноше­нии Баторского Михаила Александровича по вновь открывшимся обстоя­тельствам отменён и дело прекращено за отсутствием состава преступле­ния. Баторский М. А. реабилитирован посмертно», – значилось в Справ­ке, полученной 7 мая 1985 г. его племянницей С. М. Саранчовой из Военной коллегии Верховного Суда СССР.

Наталия Кирилловна Жакова,
С.-Петербург

Михаил Александрович Баторский значится 13-м в Списке лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР по Москве и Московской области, который 3 февраля 1938 г. утвердили члены Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин, Ворошилов, Молотов, Каганович.

Баторский помянут в данном томе «Ленинградского мартиролога» и в Книге памяти «Расстрельные списки: Москва, 1937–1941: „Коммунарка“, Бутово» (М., 2000).

Мария Алексеевна Баторская помянута в Книге памяти «Узницы „АЛЖИРа“: Список женщин – заключённых Акмолинского и других отделений Карлага» (М., 2003). – Ред.