Сперанский Александр Васильевич, 1880 г. р., уроженец и житель г. Ленинград, русский, беспартийный, нач. 2-го сектора ЦКБ № 17 Главного управления Наркомоборонпрома, проживал: Нарвский пр., д. 16, кв. 12. Арестован 22 июля 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 3 января 1938 г. приговорен по ст. 58-6 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 9 января 1938 г.
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СПЕРАНСКИЙ
Основоположник отечественной школы судового машиностроения А. В. Сперанский, служащий, беспартийный, родился 21 апреля 1880 г. в С.-Петербурге. Окончил С.-Петербургский технологический институт в 1906 г., инженер-технолог.
После окончания института работал инженером-конструктором Общетехнического отдела, с 1907 г. – судостроительно-механической конторы Путиловского завода. Принимал активное участие в создании первого в отечественном судостроении турбинного эскадренного миноносца «Новик» с нефтяным отоплением котлов. В 1911–1912 гг. дважды находился в командировках на заводы Штеттинского общества «Вулкан» в городах Штеттин и Гамбург, на турбинный завод «Всеобщей компании электричества» в г. Берлин (Германия) для наблюдения за проектированием, изготовлением и участия в испытаниях котлов и турбин для этого корабля.
В 1913–1914 гг. работал начальником механического бюро Ревельского судостроительного завода АО «Беккер и К0», где строились серийные «новики» модификации «Изяслав». В 1913 г. прошёл стажировку по созданию паровых турбин на заводе фирмы «Броун-Бовери» в г. Баден (Швейцария) – поставщике главных турбин для этих кораблей. В августе 1914 г. вернулся в Петроград, где поступил конструктором Технической конторы по машиностроению Путиловской верфи «АО Путиловских заводов». С ноября 1920 г. – помощник начальника, с октября 1924 г. – начальник этой конторы. В 1925 г. был командирован правлением Судотреста в Германию, Италию, Данию и Чехословакию для ознакомления с зарубежным техническим уровнем и передовым опытом по судовому машиностроению.
В 1926 г. возглавил проектирование первой отечественной котлотурбинной энергетической установки для сторожевых кораблей типа «Ураган». С 1927 г. – заведующий Техническим бюро Северной судостроительной верфи. С организацией в 1931 г. ЦКБС (с 1937 г. – ЦКБ-17), был назначен начальником отдела механизмов, где руководил также созданием более совершенных и мощных котлотурбинных установок для лидеров эскадренных миноносцев типов «Ленинград» и «Минск», эсминцев типа «Гневный» и «Серго Орджоникидзе». Принимал непосредственное участие на всех стадиях испытаний сторожевых кораблей и лидеров.
В июле 1937 г., перед началом проведения заводских ходовых испытаний крейсера «Киров», был арестован по ложному обвинению, а спустя полгода – осуждён к высшей мере наказания и расстрелян. Через 19 лет после этого, определением Военного трибунала Одесского военного округа постановление Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР от 3 января 1938 г. в отношении А. В. Сперанского было отменено и дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления.
Ближайшие сотрудники и ученики Сперанского – начальники котельной группы Г. А. Гасанов и турбинной группы ЦКБ-17 Б. С. Фрумкин продолжили и развили его творческое наследие, став впоследствии руководителями новых специализированных конструкторских коллективов по судовому машиностроению. Гасанов был отмечен в 1970 г. присвоением звания Героя Социалистического Труда, в 1958 г. – Ленинской и в 1942 г. Сталинской премиями, Фрумкин – лауреат Сталинских премий 1942 и 1950 гг.
Основание: Трудовой список Сперанского А. В., справка Управления МБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской области от 4.12.1992 № 10/16-6662.
Аркадий Борисович Морин, С.-Петербург
Александр Васильевич Сперанский расстрелян 9 января 1938 г. по так называемому Списку немецких шпионов № 5. В предписании на расстрел он значится 39-м из 62 приговорённых к высшей мере наказания. Все помянуты в 7-м томе «Ленинградского мартиролога».
Анатолий Разумов