Рундан Адам Петрович, 1899 г. р., уроженец с. Роги Корсовской вол. Люцинского у. Витебской губ., латыш, беспартийный, гидролог-навигатор Всесоюзного арктического института Главсевморпути, проживал: г. Ленинград, Международный пр., д. 18, кв. 34. Арестован 5 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. 58-6 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 января 1938 г.
В ПОИСКАХ РУНДАНОВ (РУНДАНСОВ)
В декабре 2004 г. я с большим интересом ознакомился с сайтом «Возвращённые имена». Нашёл одного из наших родственников, которые были репрессированы в сталинские годы. Теперь мы знали, что Адама Петровича Рундана расстреляли в 1938 году в Ленинграде.
Благодаря Центру при Российской национальной библиотеке, мы нашли адрес в Петербурге и связались с Олегом Александровичем Рунданом. Оказалось, что он действительно наш родственник. Более того, он приходится родственником Адаму Петровичу Рундану, с которого начались поиски. Он помнит, что в раннем детстве жил по тому же адресу, что и Адам Петрович перед арестом. Так как он в раннем детстве потерял родителей и все документы были утрачены, то пока мы не можем составить полную родословную цепочку. Но это и не так важно. Важно другое. Олег Александрович после смерти родителей попал в детский дом. Всю свою жизнь он пытался понять, откуда у него такая фамилия и откуда он. Не может быть, что он один с такой фамилией! Он знал, что он, вероятно, латыш. Но откуда, и почему он родился в Петербурге, он не понимал. В советское время он приезжал в Ригу специально искать родню. На карте Латвии он нашел название деревни Рунданы и решил что он из этих мест. Но в деревне никого из Рунданов никогда не было, и он никого не нашёл. На самом деле, он не доехал 100–150 км до тех мест, откуда все Рунданы родом.
Затем я связался с Информационным центром МВД Коми. Госпожа Фельде была очень любезна и сказала, что нам необходимо направить ей запрос, и, возможно, они смогут найти в архивах личные вещи и переписку моего деда Яниса Петровича Рунданса, который скончался в Воркутлаге и реабилитирован в 1991 году по всем статьям.
Затем, благодаря Евгении Алексеевне Хайдаровой из Воркуты, мы практически нашли могилу моего деда, который был расстрелян в Воркуте.
К сожалению, свидетелей того времени уже не осталось, а история семьи была под строгим запретом. Много лет мы, внуки, вообще не знали о том, что у нас есть или были ещё родственники. Мой отец, Корнелий Рунданс, был вынужден так поступить, т. к. был капитаном дальнего плавания, и, естественно, любое упоминание о «врагах народа» в семье означало одно – потерять работу. Тем более, что он и сам был репрессирован – вместе с братом Нилсом Рундансом, будучи ещё детьми, они были высланы с матерью Мартой Рунданс на поселение в Сибирь. Это произошло после того, как был арестован мой дед Янис Рунданс. Во многом их судьбы очень похожи на историю в фильме «Долгая дорога в дюнах». И выжить в те годы в Сибири, и вернуться в Латвию им помогли местные жители той деревни, где они жили.
А история ареста, высылки и расстрела моего деда Яниса Рунданса такова. Во время боевых действий в Латвии, когда бои шли в городке Цесис, где тогда жила семья, возле их дома был ранен солдат Красной армии. Так как в семье были врачи, они затащили раненого к себе в дом во время боя. Но советские войска ушли из Цесиса, и город был занят немцами. А красноармеец остался в их доме. Семья долго прятала и лечила его в своем доме на чердаке. Но как часто бывает, соседи узнали и донесли в немецкую комендатуру. После чего солдата забрали, а моего деда арестовали и отправили в немецкий лагерь. Потом деда удалось выкупить из немецкого лагеря за деньги. А когда советские войска вернулись в Латвию, он был снова арестован с мотивировкой «подобрал красноармейца, который не мог сопротивляться, занимался его лечением с целью передачи в руки немецкой армии для того, чтобы после выздоровления тот смог выдать немцам секреты советских войск». Детали ареста я узнал из дела моего деда, которое смог получить в 1992 году на два часа из архива МВД Латвии. Вот такая история.
Отец долгие годы боролся за справедливость. Как хорошего специалиста его рекомендовали назначить старпомом на ледокол «Арктика», но Латвийское КГБ делало всё, чтобы этого не случилось. Отец писал даже Брежневу, но без результата.
Многие документы и фотографии были уничтожены, но я нашёл фотографию Адама Петровича Рундана, т. к. знал, что его родной брат Виктор Рунданс проживал последние годы в Канаде.
Виктор Рунданс, г. Рига
Гидролог Адам Петрович Рундан, уроженец с. Роги Корсовской вол. Люцинского у. Витебской губ., расстрелян 5 января 1938 г. по так называемому списку латышских шпионов № 5. В предписании на расстрел он значится 36-м из 74 «шпионов».
Виктор Рунданс помог найти и организовать присылку в Центр «Возвращённые имена» при РНБ Книги памяти жертв политических репрессий «Aizvestie: 1941. gada 14. junijs [Увезенные: 14 июня 1941 года] (Riga, 2001), которую мы долгое время отыскивали.
Анатолий Разумов