НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РЕМКОВ
Мой папа, Ремков Николай Михайлович, окончил духовную семинарию в Пскове. Был направлен в д. Спицино Гдовского уезда, где мы потом и проживали. Папа был церковнослужителем, мама пела на крылосе. Они поженились и жили очень хорошо. Нас было трое детей: два брата и я, сестра.
И вот однажды, когда мы спали, проснулись от сильного крика.
И приказали папе уезжать, даже обуться не дали, даже проститься не успел. Слышала слова: «Прощай, Вера» – это были его последние слова.
Наутро мы ушли в лес. Жили в какой-то бане. Ночью мама топила печку по-чёрному, дым ел глаза, но мы сидели и плакали, а мама ночью ходила нам за едой. Так мы прожили всю зиму, а затем вернулись в свой дом и жили очень плохо. Мама заболела и 17 января 1939 года умерла. Нас в детдом не брали. Нас взяла тётя, мамина сестра. У неё своих было трое и нас трое. Пенсию нам не платили. Так мы и жили, просили милостыню.
А потом началась война. Из Ленинграда приехала другая мамина сестра. У неё в Стрельне убило осколком дочь, вот она взяла меня. А братья попали в концлагерь в Литве и были там до конца войны.
В 1944 году тётя вернулась в Стрельну, и с тех пор я оказалась в Ленинграде. Но и здесь мы были «дети врага народа». Куда поступать – везде заполняй анкету.
Правду о папе узнали в 1991 году.
Нина Николаевна Стрелкова (Ремкова),
С.-Петербург, г. Петродворец
Псаломщик Николай Михайлович Ремков арестован 6 декабря 1937 г. Расстрелян 2 января 1938 г. Помянут в данном томе «Ленинградского мартиролога» и в 6-м томе Псковской Книги памяти «Не предать забвению» (Псков, 1998). – Ред.