Одинцова (Дитерихс) Елена Андреевна

Одинцова (Дитерихс) Елена Андреевна, 1909 г. р., уроженка и жительница г. Ленинград, русская, беспартийная, домохозяйка, проживала: Загородный пр., д. 28, кв. 39. Арестована 25 октября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 4 января 1938 г. приговорена по ст. ст. 58-6-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстреляна в г. Ленинград 8 января 1938 г. (Ее дядя, Дмитрий Павлович Дитерихс, расстрелян в г. Москва 10 декабря 1937 г.; ее брат Павел Дитерихс расстрелян в г. Ленинград 20 декабря 1937 г.; ее муж, Кирилл Сергеевич Одинцов, расстрелян в г. Кустанай 22 ноября 1941 г.)


         

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА ОДИНЦОВА (ДИТЕРИХС)

 

В 4-м томе «Ленинградского мартиролога», где говорится об аресте и расстреле моего дяди, Павла Андреевича Дитерихса, я поместила воспоминания о всей нашей семье, пострадавшей в сталинщину.

В 7-м томе говорится о моей маме, арестованной 26 октября 1937 г. и расстрелянной 8 января 1938 г.

И я хотела бы кое-что дополнить.

После ареста мамы мы с папой были уверены, что произошло какое-то недоразумение, и мама вскоре вернётся домой. Но вдруг по телефону нам позвонил сам начальник НКВД Заковский и предложил принести маме передачу. Папа с осторожностью спросил; «вы куда-то её переводите?», после чего последовал ответ: «вы напрасно беспокоитесь о ней, вот если бы вы знали дело её брата… – а она в лучшем положении».

Сразу же после телефонного звонка мы с папой решили, что маму осудили и высылают на Дальний Восток или Соловецкие острова, и побежали по магазинам закупать тёплые вещи и калорийные продукты. Купили самый большой чемодан, фетровые валенки, кое-что из дома добавили тёплого, положили несколько кг свиного шпика и 30 плиток шоколада. Может быть, ещё что-то, чего я не запомнила, но чемодан оказался тяжёлым, и Заковский потом даже ахнул, как бы утешая.

Передачу понесли мы вместе, надеясь на свидание мамы со мной. Пропуск был заготовлен на папу, а я его ждала на улице, т. к. мне запретили (в мороз) ждать папу в вестибюле. В свидании нам было отказано, по всей вероятности, к этому времени, мамина судьба была предрешена, вернее, её уже не было в живых, а Заковскому это было известно одному из первых.

Мамочка моя была очень красивая, талантливая во всём, с дивным мягким характером, вообще какая-то неземная, люди, на улицах встречаясь с ней, оглядывались, а мужчины останавливались, как вкопанные.

Ушла из жизни она в возрасте всего лишь 28 лет.

Ирина Кирилловна Одинцова, С.-Петербург

 

Павел Андреевич Дитерихс и Елена Андреевна Одинцова были арестованы одновременно.

Павел Андреевич расстрелян 20 декабря 1937 г. по так называемому Списку № 1 шпионов – членов Российского общевоинского союза.

Елена Андреевна расстреляна 8 января 1938 г. по так называемому Списку № 2 шпионов – членов Российского общевоинского союза. В предписании на расстрел значится 41-й из 50 приговорённых к высшей мере наказания.

Анатолий Разумов


Елена и Кирилл Одинцовы с дочерью Ириной