ЯН КАРЛОВИЧ ЛИЛИСОН
Я внук Лилисона Яна Карловича. Моего деда арестовали в 1937 году. Дело в том, что он работал начальником пожарной команды в колхозе «Диктатура» Псковского района. Однажды в этом колхозе выключили свет, видимо надолго, а надо было поить коров, и кто-то дал команду поить коров из пожарных ёмкостей. Коров напоили, но они после этого стали болеть и умирать. Надо было искать крайнего и его нашли в лице моего деда, потому что он был начальником пожарной охраны, а вода, по-видимому, была тухлой. Деда арестовали, и больше о нём не было никаких сведений.
Бабушка взяла фамилию своего первого мужа, Волкова, который погиб в Первую мировую, потому мой дядя, старший сын в семье, – Лилисон Артур Янович, а мой отец – Волков Евгений Янович, он родился как раз в 1937 году, когда арестовали деда.
После Великой Отечественной войны к бабушке заходил какой-то мужчина, попросил попить воды и спросил про Яна, видимо, он его знал или что-то слышал. Какой там был разговор, бабка не говорила. Мужчина тот ушел, а родня с тех пор думала, что это приходил Ян, а бабка его не узнала, и он ушёл на свою родину в Латвию.
Бабушка умерла в 1983 году, дядька в 1984-м, а отец в 2003-м, так и не узнав о судьбе своего мужа и отца. А недавно я попросил жену в Интернете написать фамилию деда, открылся сайт «Возвращённые имена» и узнал, что мой дед был расстрелян в 1938 году в Ленинграде.
В архиве дали почитать его уголовное дело, протокол допроса. В деле, нам на радость, находилась фотография деда. Из документов я узнал, что до революции дед проживал в Латвии, в местечке Руен, около города Вольмар, и у него были 4 брата и 5 сестёр. В протоколе допроса он называет их имена и года рождения.
Оказывается, в годы Гражданской войны дед служил в Дивизии латышских стрелков, а после окончил курсы снайперов. По его уголовному делу проходил 21 человек. Все обвинялись в антисоветской деятельности, создании «Латышской диверсионно-терористической группы» и были приговорены к высшей мере наказания. А в 1957 году дело было пересмотрено, и оказалось, что следователь, по вине которого расстреляли деда, также был расстрелян.
Владимир Евгеньевич Волков,
п. Родина Псковского р-на Псковской обл.
Ян Карлович Лилисон расстрелян 3 января 1938 г. по так называемому Списку латышских шпионов № 4. В предписании на расстрел значится 67-м из 98 приговорённых к высшей мере наказания. 97 человек расстреляны, все они помянуты в 7-м томе «Ленинградского мартиролога». Ещё один, Александр Григорьевич Упенек, умер до приведения приговора в исполнение, он будет помянут в 12-м томе «Ленинградского мартиролога».
Лилисон помянут также в 6-м томе Книги памяти «Не предать забвению» (Псков, 1998). – Ред.