Алкснит Мартын Карлович

Алкснит Мартын Карлович, 1898 г. р., уроженец д. Таранц Рижского у. Лифляндской губ., латыш, беспартийный, продавец артели Октябрьторгин, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 87, кв. 44. Арестован 3 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 января 1938 г.

МАРТЫН КАРЛОВИЧ АЛКСНИТ

Мартын Карлович Алкснит с женой и дочерью Ларинисой

 

 

 

 

 

 

 

Мой папа родился 29 июня 1898 года в Латвии – в деревне Тарант Маларовской волости Рижского уезда, как записано в метрике. По национальности латыш. Беспартийный.

Образование: сельская школа. С 1917 по 1919 год находился на службе в Красной армии, в 6-м или 8-м Латышском стрелковом полку. Затем был снят с учёта по инвалидности: ампутирована правая рука. Проживал в Ленинграде со своей женой и дочерью по адресу: Лиговская ул., д. 87, кв. 44. Работал в артели инвалидов.

Теперь по документам стало известно, что он был арестован 2 декабря 1937 года как участник «контрреволюционной латвийско-германской шпионской диверсионной террористической организации». Расстрелян 4 января 1938 года. Захоронен в поселке Левашово Ленинградской области. Реабилитирован посмертно Военным трибуналом Ленинградского военного округа 30 июля 1958 года.

Моя мама, Пелагея Никитична Тёркина, на основании решения комиссии УНКВД Ленинградской области от 14 января 1938 года была выслана из Ленинграда без указания срока в Емецкий район Архангельской области. Мама стала работать продавцом, хотела меня забрать, но 25 мая 1938 года была арестована как жена осуждённого к высшей мере наказания за шпионаж. Дали маме 10 лет лагерей.

После ареста папы и высылки мамы меня взяла бабушка по маме Елизавета Димитриевна Иванова. Мне шел шестой год. В Ленинграде мы и в блокаду жили. Бабушка отдавала мне свой хлебушек, и я не умерла, а она умерла от голода в мае 1942 года. Дочь похоронила её на Охтинском кладбище. Потом тетушки передавали меня с рук на руки.

Где мама была в лагере, не знаю, а потом в Соликамске, Усольлаге. Вышла через 9 лет, один год ей снизили. Вышла инвалидом, наполовину слепая – атрофировался зрительный нерв. В Ленинграде ей жить не разрешили. Мы стали жить у её сестры в д. Нижние Коровики Щёкинского района Тульской области. Потом перебрались в г. Советск. Мама работала помощником повара в яслях. В 1950 году ее второй раз арестовали, держали в Тульской тюрьме и выслали в Казахстан. Я поехала за ней. Вернулись мы в 1954 году, после смерти Сталина, в Нижние Коровики. При Хрущёве нам дали квартиру, но не в Ленинграде, а снова Советске.

Когда в 1957 году реабилитировали маму по аресту в Емецке, то пришла бумага, что за ложные на неё показания два человека получили по два года.

Постановлением УВД Леноблисполкома от 30 сентября 1958 года административная высылка мамы из Ленинграда была отменена как необоснованно применённая.
Пелагея Никитична умерла в 1988 году.
В память о папе я оставила его фамилию, когда выходила замуж.
В Левашово приезжаю каждый год, когда могу. Папе мы поставили крестик.

Лариниса Мартыновна Алкснит,
г. Советск Тульской обл.

 

Мартын Карлович Алкснит расстрелян по так называемому Списку латышских шпионов № 9.
Пелагея Никитична Тёркина помянута в Архангельской Книге памяти «Поморский мемориал» (2001. Т. 3. С. 161).