ГИСЯ БОРИСОВНА ЧАУСОВСКАЯ
Мой прадед, Борис Чаусовский (Chausovsky) уехал в Нью-Йорк, а может быть, в Аргентину или Бразилию, в 1905 году. Его жена с восемью детьми (два сына и шесть дочерей) уехали к нему в 1911 году из Александровска (Запорожье).
Моя бабушка, Чаусовская Гися Борисовна, 1895 года рождения, – одна из старших трёх дочерей, оставшихся на Украине в Александровске. С начала 20-х годов была слушателем Университета имени Свердлова в Москве. По окончании лекторского факультета Свердловки – экономист-референт ЦСУ в Харькове. Там же в 1927 году окончила Институт червонной профессуры. Была в числе авторов экономических трудов за 1925–1927 гг. на Украине (видела её работу в Библиотеке им. Ленина в Москве). Бабушка и дед проживали в Харькове по адресу: ул. Бассейная, дом 16, кв. 4. В 1923 году у них родилась дочь, моя мама Баргиора Нора Иосифовна.
Бабушкины аресты начались 6 февраля 1928 года. После нескольких арестов и ссылок она расстреляна в Алма-Ате 8 октября 1937 года. Последний адрес: проживания: г. Алма-Ата, ул. Степная, 45.
Мой дед, Баргиор Иосиф Наумович, 1894 г. р., уроженец г. Смоленска (по документам о реабилитации) или мест. Краснополье Брянской области (по словам моей мамы), закончил Свердловский университет в Москве. Арестован в Харькове 17 ноября 1928 года. На день ареста работал экономистом-референтом Наркомторга УССР. Выступал против политики Сталина. В 1929 году решением ЦК был восстановлен в партии и освобождён от ссылки. С 1929 года работал в Москве. Жил на ул. Станкевича. Занимал должность экономиста Наркомата тяжёлой промышленности. Вновь арестован 4 октября 1932 года в Алупке за то, что в числе 15 партийцев подписал письмо на имя Сталина о несогласии с политикой Сталина по отношению к деревне («письмо пятнадцати о крестьянском вопросе»). Также имеет несколько арестов. Приговорён к расстрелу тройкой НКВД Дальневосточного края и расстрелян 1 октября 1937 г.
Мама мне говорила, что к ним в дом были вхожи Якир, Лев Шейнин (автор «Записок следователя»). Знаю, что Чаусовская Гися Борисовна развелась с моим дедом Баргиор Иосифом Наумовичем по политическим убеждениям, когда он подписал «письмо пятнадцати» и через некоторое время подписал отказ от своих взглядов. Мама вспоминала, что бабушка так и говорила: «Твой отец – капитулянт».
Моя мама, Баргиора Нора Иосифовна, получила все реабилитации на своих родителей. У бабушки 4 ареста – 4 реабилитации.
Фамилия второго мужа Гиси Борисовны – Остроумов Осип. Мамина младшая сводная сестра Чаусовская Зирька Иосифовна от этого брака. Она с семьёй живёт в Прибалтике.
Остроумов также был репрессирован. Практически ничего о нём мы не знаем.
Сестра моего деда Соня была замужем за заместителем министра госконтроля РСФСР Соломоном Леонтьевичем Брегманом. Он был арестован после войны по делу «Еврейского антифашистского комитета» и умер в Бутырской тюрьме. Военной коллегией Верховного суда СССР 3 июня 1953 года его дело «прекращено за смертью подсудимого». Реабилитирован.
Я сама выросла без дедушек и бабушек. Конфисковано у мамы было всё. Не дали получить ей образование: «Детей врагов народа не обучаем».
Майга Баргиор
Гися Борисовна Чаусовская помянута в 6-м томе «Ленинградского мартиролога». Один из её арестов связан с Ленинградом. 26 января 1933 г. в Ленинграде был арестован второй муж Чаусовской, доцент Института экономики и социалистической реконструкции сельского хозяйства Осип Борисович Остроумов (наст. фам. Лангер). Следователям стало известно, что его бывшая жена Чаусовская живёт в Днепропетровске. 12 марта её арестовали и этапировали в Ленинград. Они были осуждены – за прежние аресты – как «участники контрреволюционной троцкистско-зиновьевской группы». Остроумов на 3 года заключения, а Чаусовская – на 3 года ссылки в Казахстан. Дальнейшая судьба Остроумова пока не известна.
Иосиф Наумович Баргиор помянут в Книге памяти «За нами придут корабли» (Магадан, 1999).
О Соломоне Леонтьевиче Брегмане см. в кн. «Неправедный суд. Последний сталинский расстрел» (М., 1994). – Ред.