Кондаков Александр Николаевич

Кондаков Александр Николаевич, 1895 г. р., уроженец и житель г. Ленинград, русский, из рабочих, член ВКП(б) в 1927-1936 гг., член Леноблсуда, проживал: ул. Дзержинского, д. 50, кв. 52. Арестован 2 ноября 1936 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 28 декабря 1936 г. осужден по ст. ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР на 10 лет тюрьмы. Отбывал наказание в Соловках. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 октября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Карельской АССР (Сандармох) 4 ноября 1937 г.

 

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ КОНДАКОВ

Александр Николаевич Кондаков с сыном Юрием

Мы, брат и сестра, пишем эти записки, чтобы осталась память о нашем дедушке, Кондакове Александре Николаевиче, а также, чтобы исполнить заветное желание нашего папы, Кондакова Юрия Александровича, который до своей смерти не смог найти место захоронения дедушки, т. к. соответствующие материалы не были доступны.

Мы, брат и сестра, дедушку не видели, он был расстрелян в 1937 году, а мы родились в 1947 и в 1954 годах. Наши записи основаны на документах, которые собрал наш отец, и документах, которые мы смогли получить в последние полтора – два года.

Дедушка родился 12 декабря 1895 года. С 13 лет стал зарабатывать своим трудом, освоив профессию меховщика-одёжника.

С 1914 по 1917 год дед служил в царской армии фейерверкером. В 1917 году, с начала формирования, служил в Красной армии, сначала также фейерверкером, а затем пограничником, помощник командира взвода.

С 1920 года Александр Николаевич постоянно проживал в Петрограде, где работал комендантом, а потом и членом Петроградского губернского суда. В 1927 году дед был принят в члены ВКП(б). Ежегодно с 1927 по 1936 год он проходил «партийную чистку». В документах каждый раз подтверждается: «успешно прошёл партийную чистку».

Двадцать первого апреля 1920 года дедушка женился на Кутузовой Валентине Фёдоровне, которая также проживала до свадьбы в Петрограде. А 17 апреля 1921 года у них родился сын Юрий, наш папа.

Судя по рассказам папы и бабушки, семья жила счастливо. Наш папа очень любил своего отца. И хотя по понятным причинам рассказывал нам про него не часто, рассказы эти всегда отличались большой теплотой. Сохранилось много семейных фотографий с друзьями и родственниками, на которых запечатлены улыбающиеся люди, занятые любимым делом, отдыхающие на природе, занимающиеся спортом. Жили они в центре города, на улице Гороховой, в доме № 50, квартира 52 (бабушка даже показывала нам окна их бывшей квартиры).

В 1932 году дедушка поступил в Институт советского права. На первых порах, очевидно, сказывался недостаток образования, дед в детстве закончил всего четыре класса, и оценки на первых курсах в основном были «удовлетворительно», но на старших курсах всё чаще стали появляться записи в зачетной книжке: «весьма удовлетворительно», «отлично».

И вот в 1936 году разразилось несчастье – 26 ноября дедушку арестовали и обвинили по статьям 58-10, 58-11 как участника троцкистско-зиновьевской организации. И это несмотря на то, что существуют ежегодные подтверждения его «партийной чистоты» – «партийную чистку прошёл успешно».

Суд состоялся 28 декабря 1936 года. В документах отмечено время начала судебного заседания – 20 часов 25 минут. Судила тройка Военной коллегии: Матулевич, Орлов, Дмитриев. Вещественных доказательств по делу не было. Кондаков Александр Николаевич своей вины не признал. Защиты и свидетелей на заседании суда не было. Суд закончился в 22-00. Приговорили дедушку и проходившего вместе с ним по делу Сайкина Илью к 10 годам тюрьмы с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества.

На этом вся информация о судьбе деда обрывается. Ни его жене, нашей бабушке Валентине Фёдоровне, ни его сыну, нашему папе Юрию Александровичу, не сообщили более ничего о судьбе мужа и отца.

На самом деле, 30 декабря 1936 года дедушка уже прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения. Об этом свидетельствует дата заполнения учётной карточки заключённого. Как он прожил 10 месяцев в СЛОНе – неизвестно. Но 10 октября 1937 года, без предъявления дополнительных обвинений и без допроса, он был приговорён, 4 ноября расстрелян и, как сейчас выяснилось, похоронен в урочище Сандармох, в числе ещё 1111 человек безвинно расстрелянных.

Конечно, ужасна, трагична судьба нашего деда. Но не менее страшная участь постигла его жену и сына.

Бабушку арестовали 1 ноября 1937 года как «жену врага народа» и отправили в Сибирь, в лагеря. Только после смерти Сталина нашему папе удалось реабилитировать дедушку и бабушку и поэтапно добиться разрешения на переезд бабушки из ссылки снова в Ленинград.

Свалившиеся на него невзгоды не сломили отца, хотя многие, даже близкие друзья семьи, перестали с ним знаться. Из тех людей, которые продолжали поддерживать отношения с папой, хорошо помнятся Александр Абрамович и Ольга Абрамовна Палепа, жившие на Фонтанке в районе «ватрушки».

Отец скупо рассказывал нам, своим детям, как трудно ему пришлось жить одному, шестнадцатилетнему подростку, с клеймом – «сын врага народа». Ему необходимо было устроиться на работу, чтобы иметь средства к существованию. Тем не менее, он окончил школу с «золотым аттестатом». Такой аттестат в то время давал возможность бесконкурсного поступления в любой институт, но для «члена семьи изменника Родины» этот путь был закрыт. Он писал прошения о том, чтобы его взяли на службу в Красную армию. Когда началась Отечественная война, папа пошёл добровольцем на фронт. Воевал он в Белоруссии, вскоре был ранен, отправлен в госпиталь и до конца своих дней был инвалидом войны. За боевые заслуги он награждён орденом Славы.

После войны папа окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (тогда – Институт путей сообщения). Был талантливым инженером, специалистом по мостам и тоннелям. По его проектам строилось метро в Тбилиси, многие военные объекты на Севере в районе Мурманска и в районе Севастополя, многие станции Ленинградского метрополитена. Строительство железнодорожной магистрали  Абакан – Тайшет было детищем нашего папы. Все мосты и тоннели этой линии построены по проектам отца. В нашем детстве был большой период, когда папа уезжал в длительные командировки в Сибирь – проектирование и авторский надзор над строительством этой магистрали в течение ряда лет были предметом его профессиональной деятельности.

Безумно жалко, что мы не видели нашего дедушку, Кондакова Александра Николаевича, который был, судя по всему, честным, работящим человеком. Сталинская машина репрессий убила его, искалечила судьбу наших бабушки и папы, которым пришлось очень не сладко после ареста деда. Вечная память нашему деду и всем безвинно пострадавшим в годы сталинских репрессий.

Александр Юрьевич Кондаков,

Зоя Юрьевна Шатова,

С.-Петербург

Член Леноблсуда Александр Николаевич Кондаков и зам. председателя Леноблкомитета по делам физкультуры и спорта Илья Михайлович Сайкин одновременно арестованы, осуждены Выездной сессией Военной коллегии, доставлены в Соловки, приговорены к расстрелу, этапированы из Соловков и расстреляны в Сандармохе.

Оба помянуты в 6-м томе «Ленинградского мартиролога». История расстрелов в Сандармохе представлена в очерке «Скорбный путь соловецких этапов» в 4-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.