ВАЛЕРИАН ДМИТРИЕВИЧ ДАНЧИЧ
Мой дед родился 15 апреля 1875 г. в Пермской губернии в семье потомственного дворянина. По семейному преданию, предок Данчичей был сербским царевичем, бежавшим в Запорожскую Сечь. Во время одного из турниров в присутствии Екатерины II он отличился особой удалью. Узнав о царском происхождении казака, императрица вернула его роду дворянское достоинство и все привилегии. Герб Данчичей – сломанное копьё. Отец Валериана – Дмитрий Васильевич – был горным инженером, а в последние годы жизни стал директором Горного департамента.
По стопам отца пошел и сын. Он окончил Петербургский Горный институт в 1898 г. и приехал в Юзовку, где получил должность инженера в Новороссийском акционерном обществе. Свободное время он отдавал спорту. Благодаря ему в Юзовке появился циклодром (велотрек), один из лучших в России. Здесь проводились соревнования всероссийского и международного уровня. В 1902 г. Валериан Дмитриевич переехал в Горловку, где исполнял должность старшего горного инженера Корсунской каменноугольной копи Общества южно-русской каменноугольной промышленности. При нём в Горловке были организованы секции по вольной и русской борьбе, тяжелоатлетические секции и первые футбольные команды. Данчич был известен своими демократическими взглядами, поэтому в декабре 1905 г. его избрали членом Горловского стачечного комитета от конторских служащих. 16 декабря политическая забастовка вылилась в кровавую стычку рабочих дружин и царских войск. На следующий день Данчич вместе с многими участниками Горловского восстания был арестован и помещен в Екатеринославскую тюрьму, откуда вскоре был выпущен под залог, данный его сестрой. В ноябре 1908 г. он предстал перед судом, на котором защищал его брат Дмитрий Дмитриевич Данчич, известный петербургский адвокат. Приговор – четыре года каторжных работ – был смягчён, с учетом дворянского происхождения обвиняемого: ему присудили два года тюрьмы. Данчич бежал из Луганской тюрьмы, жил в Германии и Франции, затем в Англии работал в фирме, имевшей акции в Донбассе. В 1913 г., в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых, Данчича амнистировали, и он вернулся в Россию.
Революция застала его в Москве. Он принимал активное учстие в работе Совета труда и обороны. В 1921 г. возглавил Комиссию по разработке плана восстановления каменноугольной и антрацитовой промышленности Донбасса. Одним из самых значительных событий в жизни Данчича стало государственное задание по проведению промышленных разведочных работ по углю в Абхазии. Вскоре родилось Ткварчельское каменноугольное месторождение. В 1928 г. Данчич стал техническим директором треста Ткварчелуголь. В 1930 г., как и многие специалисты старой выучки, Данчич был арестован по обвинению в принадлежности к так называемой «Промпартии», однако вскоре его выпустили с испытательным сроком. В 1932 г. он вернулся в Абхазию, затем переехал в Харьков, где занял пост заведующего горным отделом Всесоюзного научно-исследовательского угольного института.
В 1937 г. беспартийный инженер дворянского происхождения был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии. 8 ноября Валериана Дмитриевича Данчича расстреляли.
В 1958 г. реабилитирован посмертно: военный трибунал Киевского военного округа выдал справку за № 2299/0-58 (от 1 декабря 1958 г.), уведомляющую в том, что дело по обвинению Данчича Валериана Дмитриевича, работавшего до ареста заведующим горным бюро Всесоюзного научно-исследовательского угольного института в Харькове, пересмотрено 28 ноября 1958 г. А в июне 1989 г. Прокуратура УССР реабилитировала его и по судимости 1931 г.
Валериан Дмитриевич Данчич был женат вторым браком на Марии Петровне Ермоловой. Их роман – романтическая и одновременно драматическая история. Любовь была столь сильной, что дед оставил семью с тремя детьми и ушёл к Марии Петровне. В те времена это был скандал, в обществе обоих перестали принимать. Но Мария Петровна и мой дед были счастливы, очень любили своих детей – моего отца, тоже Валериана, и золотоволосую Тамару, которая была красоткой ещё в детстве. На Тамару многие обращали внимание, а мой дед был вовсе не лишён отцовского тщеславия. Потом Великая Отечественная война развела нас, следы Тамары мы надолго потеряли.
Вот те сведения, которые мне на сегодняшний день удалось собрать. При подготовке использован очерк Р. Л. Мармазова «Потомственный дворянин», помещённый к 85-летию Горловского вооруженного восстания в газете «Социалистический Донбасс» (1990, 15 дек.).
Алиса Валериановна Данчич,
С.-Петербург