Генко Евгений Несторович, 1892 г. р., уроженец г. Верро Лифляндской губ. (по др. данным г. Ленинград), русский, из дворян, техник-строитель. Спецколлегией Верховного суда Таджикской ССР 7 декабря 1935 г. осужден по ст. 61 ч. 1 УК Таджикской ССР на 10 лет лишения свободы. Отбывал наказание в Пахта-Аральском лагере. Тройкой НКВД Узбекской ССР 14 августа 1937 г. приговорен за "фашистско-троцкистскую контрреволюционную пропаганду среди заключенных" к высшей мере наказания. Расстрелян 20 августа 1937 г. (Его брат, востоковед Анатолий Генко умер в ленинградской тюрьме 26 декабря 1941 г., брат Кирилл расстрелян на Колыме 25 сентября 1937 г., брат Нестор расстрелян 10 декабря 1937 г.)
К ИСТОРИИ СЕМЬИ ГЕНКО
Все репрессированные Генко из нашего рода – сыновья известного ученого-лесовода и героя русско-турецкой войны 1877–78 гг. Нестора Карловича Генко, родившегося в 1839 г. в городе Дурбен (Курляндская губерния) в семье управляющего казенным имением Карла-Христофора Георгиевича фон Генко. У Нестора Карловича и его супруги, Марии-Адельгейды фон Гарф, родились 6 сыновей и 4 дочери.
Трое сыновей расстреляны и один умер от истощения, находясь под следствием. Все репрессированы по 58-й статье, но по разным поводам, не связанным с их родственными отношениями. Все были людьми высокообразованными, активными в жизни и увлеченными своей работой.
Самый известный из них – Анатолий Несторович, младший из сыновей, кавказовед, лингвист-полиглот, этнограф и историк. Умер в ленинградской тюрьме 26 декабря 1941 г. О его деле и гибели можно прочесть в журнале «Петербургское востоковедение» (СПб., 2002, вып. 10) и в книге «Люди и судьбы: Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период» (СПб., 2003).
Евгений Несторович Генко расстрелян 20 августа 1937 г. в Узбекистане.
Кирилл Несторович Генко расстрелян 25 сентября 1937 г. на Колыме.
Нестор Несторович Генко расстрелян 10 декабря 1937 г., очевидно в Вологде.
Жена Кирилла Несторовича – Екатерина Михайловна Генко, 1895 г. р., сестра милосердия, в советское время медсестра в Институте скорой помощи – попала в так называемый «Кировский поток». Арестована 16 апреля 1935 г. как член «нелегальной широко разветвленной контрреволюционной организации», одну из групп которой якобы возглавлял ее муж, и 20 июня осуждена Особым совещанием на 3 года лагерей. Больше о ней ничего никогда не слышали.
Мой дядя, Дмитрий Диодорович Багратион-Мухранский, тоже попал в «Кировский поток». Арестован в феврале 1935 г., осужден осенью того же года и отправлен на Колыму. В конце-концов его имя отыскалось в книге «За нами придут корабли: Список реабилитированных лиц, смертные приговоры в отношении которых приведены в исполнение на территории Магаданской области» (Магадан, 1999).
Потомки Нестора Карловича Генко в настоящее время проживают: в Париже – семья старшего сына, Нестора Несторовича; в Санкт-Петербурге – семья дочери младшего сына, Анатолия Несторовича; в Москве и Витебске – семьи дочери, Людмилы Несторовны Эвальд (ур. Генко). Старшее поколение потомков сохранило кое-какие воспоминания о погибших отцах и дядях.
Галина Анатольевна Генко,
С.-Петербург