АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ВОСТРИКОВ
Замечательный русский учёный-востоковед, один из классиков мировой тибетологии Андрей Иванович Востриков родился 10 (23) сентября 1904 г. в селе Огаревка (Агаревка) Аткарского уезда Саратовской губернии в семье священника Ивана Ивановича Вострикова. Духовного звания были также братья его матери, Зинаиды Анатольевны. Родители Андрея Ивановича разошлись в 1916 г. Мать уехала в Москву, затем, в 1924 г., перебралась в Петроград к сыну Андрею, который в том году окончил общественно-педагогическое отделение Факультета общественных наук Петроградского государственного университета. По воспоминаниям двоюродной сестры учёного, Марии Ивановны Лебедевой (в девичестве Мысиной), которая жила в семье Вострикова вплоть до его ареста, мать обнаружила сына выглядящим весьма бедно: в плохой одежде, с сапогами, подвязанными шнурками.* Впрочем, финансовое положение позволяло им снять комнату на пр. Добролюбова. Затем усилиями Андрея Ивановича они получили отдельную трёхкомнатную квартиру в доме № 59 по наб. р. Мойки.
Через некоторое время Андрей Иванович женился на дочери второй жены отца – Татьяне. Это была красивая и жизнерадостная женщина, при ней в доме Востриковых бывало много гостей: учёных, артистов, студентов. Частым гостем был известный китаист Борис Александрович Васильев, человек весёлый и остроумный. Ежегодные многомесячные экспедиции Вострикова в Бурятию способствовали сближению Васильева с Татьяной Востриковой. Этот любовный треугольник, по правилам советской жизни, стал предметом общественного обсуждения в Институте востоковедения, где работали оба учёных. Однако ничего уже нельзя было изменить: Востриковы развелись. Впрочем, вскоре Андрей Иванович женился вторично – на коллеге по Институту Нине Павловне Ярославцевой (для неё это также был второй брак). У них родился сын Никита.**
При Нине Павловне гостей в доме стало бывать меньше. Чаще всего к Андрею Ивановичу приходили студенты (один из бурятских студентов выполнял обязанности секретаря учёного), бурятские ламы, жившие при буддийском дацане в Ленинграде, а также коллеги по работе, в частности Николай Александрович Невский, знаменитый японист и тангутовед. В 1934 и 1935 гг. семьи Вострикова и Невского даже снимали рядом дачи в Сестрорецке. И обе семьи захлестнула волна большого террора1937 г.
Вострикова арестовали в ночь с 8 на 9 апреля в Ленинградской области. В результате следствия, сопровождавшегося избиениями, Востриков был обвинён в антисоветской деятельности. Приговор (высшая мера наказания) был оглашён в Москве 26 cентября1937 г. и в тот же день приведён к исполнению. Прах учёного был захоронен на Донском кладбище (территория Донского монастыря в Москве), где и находится по сей день. В1956 г. Андрей Иванович Востриков был реабилитирован.
Нина Павловна Вострикова была уволена из Института востоковедения после ареста мужа и некоторое время работала в Ленинградской клинике восточной медицины. Но в1938 г. она была арестована НКВД как жена «врага народа» и осуждена на пять лет исправительно-трудовых лагерей. В Ленинград вернулась только в середине 1950-х гг., была реабилитирована, работала в библиотеке ЛГУ, умерла в1988 г.
Квартира Вострикова подверглась безжалостному обыску-разграблению, затем она была отобрана вовсе, и в ней поселились сотрудники НКВД. Сын Востриковых, Никита, был взят сестрой Нины Павловны – Ольгой, – выучился на врача, но умер в молодом возрасте бездетным. Так несчастливо сложилась судьба этой семьи…
Следует сказать, что научная карьера Андрея Ивановича развивалась очень быстро и была прервана в момент расцвета. Он окончил Петроградский университет, где учителем его был академик Ф. И. Щербатской, под руководством которого Востриков изучал санскрит, тибетский язык и буддийскую философию. Параллельно он изучал монгольский язык под руководством академика Б. Я. Владимирцова. Приобретённые знания были таковы, что Востриков мог свободно использовать в своей работе все три названные языка, а также до известной степени и китайский язык, не говоря о западных.
В июне1925 г. Востриков был квалифицирован как научный сотрудник второго разряда; в мае1926 г. поступил в аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока им. А. Н. Веселовского при ЛГУ (ИЛЯЗВ) и в том же году начал сотрудничать в Азиатском Музее. В 1928–1929 гг. работал также в Институте буддийской культуры (ИНБУК) – вплоть до образования в1930 г. Института востоковедения АН СССР, в который вошли и Азиатский Музей, и ИНБУК и в штат которого он был принят на должность учёного хранителя, затем – старшего научного сотрудника.
Одновременно с работой в структурах Академии Наук Востриков занимался преподавательской деятельностью в Ленинградском Институте живых восточных языков (позже – Ленинградском восточном институте) и ЛГУ (с1929 г.). В 1927–1932 гг. учёный проводил каждое лето и осень в Агинском дацане (на территории тогдашней Бурят-Монгольской АССР), где общался с учёными ламами, изучал с ними тексты по буддийской догматике. В результате этой интенсивной работы Востриков в совершенстве овладел письменным и разговорным тибетским языком, стал непревзойдённым знатоком тибетских источников, собрал богатейшую коллекцию текстов на тибетском языке, значительная часть которой была передана им Институту (при этом и личная его коллекция представляла собой, по словам акад. Ф. И. Щербатского, «ценность совершенно исключительную»). Благодаря превосходной научной библиотеке Института востоковедения, Востриков также прекрасно был осведомлен в достижениях российской и европейской науки. Высочайшая квалификация Вострикова была признана 15 января1935 г., когда ему была присуждена степень доктора литературоведения (без защиты). В течение долгого времени он исполнял обязанности учёного секретаря Индо-тибетского кабинета ИВ АН СССР. Наконец, в начале1937 г. после выделения в составе кабинета Тибетской группы он был назначен её руководителем. К сожалению, очень скоро и группа, и её руководитель, и отечественная тибетология в целом были фактически уничтожены.
За свою короткую жизнь Вострикову удалось успеть сделать очень многое. К сожалению, значительная часть его трудов не была опубликована ни при жизни автора, ни после. В 1930-е гг. тому мешали идеологические препоны, и в печати вышли лишь несколько сравнительно небольших публикаций, затем многие работы пропали в результате разгрома, учинённого сотрудниками НКВД, проводившими обыск в квартире учёного.* Одна монография затерялась где-то в Индии. Лишь чудом сохранившиеся гранки спасли для науки его ставшую знаменитой монографию «Тибетская историческая литература».*** Усилиями жены учёного Н. П. Ярославцевой-Востриковой, а также Ю. Н. Рериха, возглавившего отечественную тибетологию в конце 1950-х гг., она была опубликована, как только представилась такая возможность. В1970 г. монография вышла в переводе на английский, прославив имя Вострикова. В области изучения тибетской историографии она по-прежнему остаётся важнейшей работой, несмотря на то что прошло уже семьдесят лет с момента её создания. Больно думать о том, что автору этой книги, законченной в последний год его жизни, не было тогда и тридцати трёх лет.
Александр Валерьевич Зорин,
С.-Петербург
Репрессированные востоковеды помянуты в книге «Люди и судьбы: Биобиблиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917–1991)» (СПб., 2003).
Андрей Иванович Востриков расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Помянут также в Книге памяти «Расстрельные списки: Москва, 1935–1953: Донское кладбище [Донской крематорий]» (М., 2005) и данном томе «Ленинградского мартиролога».
Борис Александрович Васильев, Николай Александрович Невский и его жена, Исоко Мантани-Невская расстреляны в Ленинграде 24 ноября 1937 г. по так называемому Списку японских шпионов («харбинцев») № 8. Помянуты в 3-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.
* Всеми сведениями касательно частной жизни А. И. Вострикова мы обязаны М. И. Лебедевой и д. ф. н. Я. В. Василькову, специально встречавшемуся с ней (беседа состоялась 2 марта1990 г.).
** Нина Павловна родилась в1902 г. в С.-Петербурге. По первой профессии – актриса. Затем училась тибетскому языку в ЛГУ. В1931 г. была принята в Рукописный отдел Института востоковедения для обработки тибетского фонда. Занималась также изучением тибетского исторического памятника «Ясное зерцало царских родословных», участвовала в составлении тибетско-русского словаря.
* Все свои работы Востриков хранил дома, поэтому его труды не имели шанса сохраниться в Архиве востоковедов ИВ АН СССР (ныне – Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН). К счастью, была спасена значительная часть собранной им коллекции рукописей и ксилографов. Ныне она входит в состав Тибетского фонда СПбФ ИВ РАН. Фрагменты отдельных неизданных работ Вострикова хранятся по сей день в фонде Ф. И. Щербатского в Архиве Академии Наук.
** Указание д. и. н. М. И. Воробьёвой-Десятовской.
*Ruthenia – латинское название Руси; Neo Ruthenia, Нео-Рутениа – Новая Русь.