Вечер (Вечор) Вера Михайловна

Вечер (Вечор) Вера Михайловна, 1906 г. р., уроженка фольварка Працевичи Царевской вол. Слуцкого у. Минской губ., белоруска, беспартийная, окончила педагогический факультет естественного отделения Белорусского университета, учительница химии, проживала: г. Осиповичи БССР. Арестована в марте 1931 г. Коллегией ОГПУ 7 февраля 1932 г. приговорена к расстрелу с заменой на 10 лет ИТЛ. Отбывала наказание в Соловках, работала ботаником Сортоиспытательной станции. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 октября 1937 г. приговорена к высшей мере наказания. Расстреляна в Карельской АССР (Сандармох) 1 ноября 1937 г.


Судьба семьи Вечор

На протяжении всей своей жизни я жила одной мечтой – узнать о судьбе моих родителей. Обращалась в различные учреждения – но поиски мои были безрезультатны. Они были осложнены и тем, что я практически абсолютно ничего не знала не только о родителях и родственниках, но и о своем происхождении я абсолютно ничего не знала: ни где и когда я родилась, ни насколько правильна моя фамилия, имя и отчество.

В возрасте трех лет я жила в детском доме недалеко от места, где жили мои родители. Но я этого не знала. Вместе со мной были мои братья: Евгений – пяти лет и Лев – девяти лет. Но сразу же они были отправлены в другие места, и я их не помню и не видела. Дальнейший след их потерян. Обращалась в областные города Белоруссии, но нигде они не числятся. Когда нас сдали в детдом, кто-то сообщил, что наши родители враги народа и все арестованы. После этого жизнь моя превратилась в кошмар. Передать все я не могу и не хватит сил. С трех лет я несла крест врага народа.

И лишь только в августе 1991 г. я узнала хоть что-то о судьбе дорогих моих сердцу родителей и родственников. Давно уже нет наверное их живых, а я все помню и думаю о них, день и ночь, и все оплакиваю их, потому что из всего большого рода в живых осталась я одна.

Первым был арестован мой дедушка, Михаил Андреевич Вечор. Он проживал на хуторе Працевичи Слуцкого района Минской области, где имел свой собственный фольварк (хутор) и около шестидесяти десятин земли. Здесь также проживала моя бабушка Рудаковская, и все их дети родились в Працевичах. Дедушка и бабушка были арестованы в январе 1929 г. и высланы в Котлас. След их затерян.

Мой отец, Александр Павлович Маркевич, проживал в г. Слуцке Минской обл., ул. Красная, 24 (ныне Плиева, 37), имел свой собственный дом, и с ним вместе проживала моя мать, Софья Михайловна Вечор-Маркевич. Моя мать арестовывалась дважды, или трижды, или более. Первый раз она была арестована в 1930 г., в августе. Но была отпущена, видно потому, что оставались трое маленьких детей. Потом в январе 1931 г. ее арестовали и угнали в Уральск, Казахстан, потом в Алма-Ату, потом вроде бы в северные края, и след потерян. Возможно, мать бежала с каторги и жила в Ленинграде под чужой фамилией. В Ленинграде были у родственников знакомые. И мне говорили, что она, возможно, работала – то ли в детской комнате, или в приютах, или в детдомах. Не знаю, насколько это правда.

В Ленинграде жили и учились братья и сёстры моей матери: Любовь, Владимир и Казимир Вечор. В августе 1930 г. они были арестованы, привезены в Минск и осуждены тройкой ОГПУ в Белорусском военном округе. След всех затерян. Любовь Михайловна вроде бы была отправлена на Беломорканал, потом на Московский канал. Вероятно, в 1937 г. была расстреляна.

В феврале 1931 г. была арестована сестра моей матери Вера Михайловна Вечор. В 1927—1928 г. она окончила Минский университет и была направлена учительницей в г. Осиповичи Минской области. Ее арестовали в Осиповичах и приговорили к смертной казни, с заменой десятью годами каторги на Соловках. Она работала на соловецкой опытной станции. Но в октябре 1937 г. была осуждена за неисправление и 1 ноября 1937 г. была расстреляна на Соловках у стены, где всех расстреливали.

На день ареста моей матери, ее сестре Галине Михайловне Вечор было 12 лет. След ее затерян, и ее судьба совсем неизвестна. Где она, и что с ней случилось, не знаю. Вроде бы она была тоже в Ленинграде.

Не знаю судьбу Владимира Ануфриевича Вечор, брата моего дедушки. Родился и проживал, где все мои родственники.

Двоюродный брат моей матери Степан Андреевич Шуляковский вроде бы уехал в Польшу и жил в Варшаве.

Вот пока всё, что мне известно о моих родственниках. Помогите мне узнать судьбу моих родителей и родственников. Где они отбывали сроки наказания? Где их последнее местопребывание? Где они захоронены? Хочу все о них знать. И хотя бы увидеть их на фотографии, живых никого не видела.

Ирина Александровна Маркевич, г. Минск, Беларусь


8 мая 1992 г. И. А. Маркевич участвовала в открытии Белорусско-литовского памятного знака на Левашовском мемориальном кладбище, где, возможно, покоятся и ее родные. Ее тетя, Вера Михайловна Вечор, была расстреляна и захоронена в Сандормохе (Карелия), как стало известно совсем недавно. Дядя, Владимир Михайлович Вечор, был расстрелян в Москве 5 октября 1937 г. и, видимо покоится на Бутовском полигоне под Москвой - тайном могильнике НКВД, подобном Левашовскому.

Анатолий Разумов


Вера Михайловна Вечер (Вечор) Расстреляны 1 ноября 1937 г., Сандармох