Вечер (Вечор) Вера Михайловна, 1906 г. р., уроженка фольварка Працевичи Царевской вол. Слуцкого у. Минской губ., белоруска, беспартийная, окончила педагогический факультет естественного отделения Белорусского университета, учительница химии, проживала: г. Осиповичи БССР. Арестована в марте 1931 г. Коллегией ОГПУ 7 февраля 1932 г. приговорена к расстрелу с заменой на 10 лет ИТЛ. Отбывала наказание в Соловках, работала ботаником Сортоиспытательной станции. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 октября 1937 г. приговорена к высшей мере наказания. Расстреляна в Карельской АССР (Сандармох) 1 ноября 1937 г.
На протяжении всей своей жизни я жила одной мечтой – узнать о судьбе моих родителей. Обращалась в различные учреждения – но поиски мои были безрезультатны. Они были осложнены и тем, что я практически абсолютно ничего не знала не только о родителях и родственниках, но и о своем происхождении я абсолютно ничего не знала: ни где и когда я родилась, ни насколько правильна моя фамилия, имя и отчество.
В возрасте трех лет я жила в детском доме недалеко от места, где жили мои родители. Но я этого не знала. Вместе со мной были мои братья: Евгений – пяти лет и Лев – девяти лет. Но сразу же они были отправлены в другие места, и я их не помню и не видела. Дальнейший след их потерян. Обращалась в областные города Белоруссии, но нигде они не числятся. Когда нас сдали в детдом, кто-то сообщил, что наши родители враги народа и все арестованы. После этого жизнь моя превратилась в кошмар. Передать все я не могу и не хватит сил. С трех лет я несла крест врага народа.
И лишь только в августе 1991 г. я узнала хоть что-то о судьбе дорогих моих сердцу родителей и родственников. Давно уже нет наверное их живых, а я все помню и думаю о них, день и ночь, и все оплакиваю их, потому что из всего большого рода в живых осталась я одна.
Первым был арестован мой дедушка, Михаил Андреевич Вечор. Он проживал на хуторе Працевичи Слуцкого района Минской области, где имел свой собственный фольварк (хутор) и около шестидесяти десятин земли. Здесь также проживала моя бабушка Рудаковская, и все их дети родились в Працевичах. Дедушка и бабушка были арестованы в январе 1929 г. и высланы в Котлас. След их затерян.
Мой отец, Александр Павлович Маркевич, проживал в г. Слуцке Минской обл., ул. Красная, 24 (ныне Плиева, 37), имел свой собственный дом, и с ним вместе проживала моя мать, Софья Михайловна Вечор-Маркевич. Моя мать арестовывалась дважды, или трижды, или более. Первый раз она была арестована в 1930 г., в августе. Но была отпущена, видно потому, что оставались трое маленьких детей. Потом в январе 1931 г. ее арестовали и угнали в Уральск, Казахстан, потом в Алма-Ату, потом вроде бы в северные края, и след потерян. Возможно, мать бежала с каторги и жила в Ленинграде под чужой фамилией. В Ленинграде были у родственников знакомые. И мне говорили, что она, возможно, работала – то ли в детской комнате, или в приютах, или в детдомах. Не знаю, насколько это правда.
В Ленинграде жили и учились братья и сёстры моей матери: Любовь, Владимир и Казимир Вечор. В августе 1930 г. они были арестованы, привезены в Минск и осуждены тройкой ОГПУ в Белорусском военном округе. След всех затерян. Любовь Михайловна вроде бы была отправлена на Беломорканал, потом на Московский канал. Вероятно, в 1937 г. была расстреляна.
В феврале 1931 г. была арестована сестра моей матери Вера Михайловна Вечор. В 1927—1928 г. она окончила Минский университет и была направлена учительницей в г. Осиповичи Минской области. Ее арестовали в Осиповичах и приговорили к смертной казни, с заменой десятью годами каторги на Соловках. Она работала на соловецкой опытной станции. Но в октябре 1937 г. была осуждена за неисправление и 1 ноября 1937 г. была расстреляна на Соловках у стены, где всех расстреливали.
На день ареста моей матери, ее сестре Галине Михайловне Вечор было 12 лет. След ее затерян, и ее судьба совсем неизвестна. Где она, и что с ней случилось, не знаю. Вроде бы она была тоже в Ленинграде.
Не знаю судьбу Владимира Ануфриевича Вечор, брата моего дедушки. Родился и проживал, где все мои родственники.
Двоюродный брат моей матери Степан Андреевич Шуляковский вроде бы уехал в Польшу и жил в Варшаве.
Вот пока всё, что мне известно о моих родственниках. Помогите мне узнать судьбу моих родителей и родственников. Где они отбывали сроки наказания? Где их последнее местопребывание? Где они захоронены? Хочу все о них знать. И хотя бы увидеть их на фотографии, живых никого не видела.
Ирина Александровна Маркевич, г. Минск, Беларусь
8 мая 1992 г. И. А. Маркевич участвовала в открытии Белорусско-литовского памятного знака на Левашовском мемориальном кладбище, где, возможно, покоятся и ее родные. Ее тетя, Вера Михайловна Вечор, была расстреляна и захоронена в Сандормохе (Карелия), как стало известно совсем недавно. Дядя, Владимир Михайлович Вечор, был расстрелян в Москве 5 октября 1937 г. и, видимо покоится на Бутовском полигоне под Москвой - тайном могильнике НКВД, подобном Левашовскому.
Анатолий Разумов