СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР СЕКУНДОВ
Александр Александрович Секундов родился 20 мая 1876 г. в усадьбе Павликово Засыпенской волости Боровичского уезда Новгородской губернии. В 1898 г. он окончил Новгородскую духовную семинарию по второму разряду. Через несколько лет после окончания семинарии был назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви хутора Воздвиженска Глуховского уезда Черниговской губернии. Точная дата его назначения неизвестна, это произошло около 1903–1904 гг. С этого момента о. Александр обрёл путь братского устроения церковной жизни.
Какое братство встретил о. Александр, приехав в Воздвиженск?
Трудовое Крестовоздвиженское братство образовалось в 1889–1890 гг. из выпускников школы для крестьянских сирот в Ямполе, основанной общественным деятелем, духовным писателем и местным помещиком Николаем Николаевичем Неплюевым. Устав Братства был утвержден императором Александром III. Цель братства его основатель и вдохновитель видел в том, чтобы «осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни». Во главе Братства стояла Дума (10–20 человек), состоящая из полноправных братчиков и возглавляемая блюстителем Неплюевым. Черниговский епископ, согласно Уставу, являлся покровителем Братства. Все братчики были объединены по профессиональному признаку в артели, которые назывались семьей. Семья-артель жила в одном доме, имела своего старшего, ежедневно утром и вечером собиралась на общую молитву и еженедельно собиралась на общую встречу. Неплюев передал Братству большую часть своих земель, на которых впоследствии развилось полеводческое и скотоводческое хозяйство, был построен лесопильный завод.
В 1893 г. Братство построило и освятило Крестовоздвиженскую церковь, но по тем или иным причинам до появления в Братстве о. Александра в храме сменилось несколько настоятелей.
Отношение современников к Братству было неоднозначным. Неплюевский опыт воцерковления жизни оценивался как отрицательно (обер-прокурор К. П. Победоносцев, митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), епископ Черниговский Антоний (Соколов), прот. С. Н. Булгаков, М. А. Новосёлов), так и положительно (епископ Черниговский Сергий (Соколов), митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев), св. прав. Иоанн Кронштадтский, епископ Пермский Пётр (Лосев), старец Варнава Гефсиманский). Интересно, что первым священником Братства был протоиерей Сергий Четвериков (1867–1947), впоследствии – духовный руководитель Русского студенческого христианского движения в Западной Европе. О. Сергий прожил в Братстве недолго, но в конце своей жизни с благодарностью вспоминал о его основателе Неплюеве как об «искреннем и самоотверженном христианском работнике в лоне Православной Церкви»**.
В целом, несомненна сознательная церковность Братства, устроение его жизни и деятельности по своей вере, по Евангелию. Кроме обычных храмовых богослужений в воскресные, праздничные и постовые дни, в Братстве устраивались общие беседы по вопросам веры и жизни, существовали молитвенные собрания «для особенно ревнующих», на которых читали Священное Писание и молились. На покаянных собраниях присутствующие испрашивали прощения у Бога, у братства и друг у друга. Летом 1907 г. в братство приезжал доктор богословия профессор Московской духовной академии М. М. Тареев. Опыт братской молитвы на одной из таких встреч произвёл на него неизгладимое впечатление: «Минуты, проведённые нами на молитвенном собрании, мы считаем наиболее памятными в своей жизни. … Перед нами воскресала первобытная христианская община, водимая Духом Божиим»****. Сам о. Александр произвел на профессора впечатление человека непоколебимо твердого в православии и сердечно преданного делу братства.
В 1908 г. умер Николай Николаевич Неплюев. Свящ. Александр Секундов остался ревнителем братского дела и духовником братчиков.
В 1917–1918 гг. о. Александр принимал участие в работе всех трёх сессий Поместного собора Православной Российской Церкви по избранию, как клирик Черниговской епархии. В рамках Собора был образован Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. Его председателем был избран архиепископ Евлогий******. О. Александр принимал активное участие в работе этого Отдела. Он засвидетельствовал то, что сам пытался воплощать в своем храме, в братстве – введение в богослужение русского языка, новых прошений в ектенью и молитв из иерейского молитвослова в новогодний молебен, созидающих духовную жизнь, введение практики чтения отдельных молитв и псалмов на богослужении самими верующими. Высказал мнение о желательности издания Евангелия на воскресные дни на русском языке, чтобы прихожане могли понимать звучащее в храме евангельское чтение. Это предложение о. Александра было полностью поддержано участниками Отдела. Было принято единогласно решение об издании на славянском и русском языках утренних и литургийных воскресных и праздничных Евангелий с тропарями. Отмечая недостатки современной ему церковной жизни, о. Александр предлагал возможные меры к исправлению ситуации: устроение материальной жизни духовенства, надлежащую подготовку будущих пастырей в духовных учебных заведениях и поднятие церковного самосознания у прихожан, которые «нередко смотрят на дело так, что будто бы вся сила – в количестве совершаемых служб, а на священника смотрят как на какого-то шамана»**.
Осенью 1924 г. в Воздвиженск приезжал епископ Стародубский Дамаскин (Цедрик) (расстрелян в сентябре 1937 г.), которому, по отзывам, очень понравилась жизнь общины. Он останавливался у о. Александра, участвовал в богослужениях и молитвенных собраниях, произносил проповеди, общался со взрослыми и детьми.
В 1925 г. начался процесс по делу Крестовоздвиженского братства. Братчики обвинялись в контрреволюционной деятельности, в «идеологической обработке» крестьян окрестных сёл в «духе «братства» и «христианской любви»», в «устройстве великолепных храмов, церковных служб, содержания духовенства, издания специальной литературы и т. п.» и во многом другом. О. Александру было предъявлено обвинение в том, что в 6-ю годовщину Октябрьской революции он в связи с приездом епископа Дамаскина распорядился снять красный флаг, вывешенный над своим домом. 30 октября 1925 г. свящ. Александр Секундов, а также ещё восемь братчиков были осуждены на разные сроки от года до десяти с конфискацией имущества. О. Александра приговорили к лишению свободы сроком на один год. После освобождения ему, как и остальным осуждённым, было запрещено проживать в Глуховском округе Черниговской губернии в течение трёх лет. Крестовоздвиженское братство после процесса 1925 года просуществовало ещё четыре года. В 1929 г. на Украине началась коллективизация, в процессе которой братство было окончательно уничтожено, а все братчики выселены из Воздвиженска и расселены по разным уголкам России.
Слова проповеди, сказанные о. Александром в 1909 г. братьям, идущим на военную службу, могут послужить эпиграфом к его судьбе после 1925 г.: «Та среда, в которую вы скоро войдёте, не братская среда; жизнь её не основана на любви. Там вы можете не встретить сочувствия, поддержки тому, что дорого, мило сердцу вашему, что является для него «святая святых». … Оберегайте огонь души вашей, как оберегаем мы свечку, закрывая её ладонью от ветра. … Нет более сильного средства влиять на других как живой пример. Голое слово, как бы оно ни было изящно, доходит только до слуха, а воплощенное в жизни проходит как острое оружие, в самую глубину души. Будьте исповедниками Бога, и Он прославится в вас» ****.
На всю оставшуюся жизнь о. Александр сохранил духовную связь с братчиками и, будучи талантливым проповедником, много проповедовал.
После освобождения в январе 1926 г. о. Александр приехал в Боровичи, где проживали родственники его и супруги. Год он жил в положении безработного, однако по благословению епископа Боровичского Никиты (Стягова) неоднократно служил вместе с владыкой в Свято-Духовском Иаковлевом монастыре и проповедовал, призывая верующих быть твердыми в вере. 6 января 1927 г. владыка назначил о. Александра вторым священником в помощь настоятелю свящ. Михаилу Соболеву в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Опеченский Посад. Через полгода, 14 июня 1927 г., ему вновь было предъявлено обвинение, на этот раз по следственному делу о «группировке Боровичского духовенства и купечества» (по данному делу обвинялось 26 человек). В отношении свящ. Александра Секундова, а также ещё двенадцати обвиняемых, было предложено вынести постановление о заключении в концлагерь сроком на три года каждого. Дело было передано на рассмотрение Особого совещания при Коллегии ОГПУ. Но вскоре было принято решение освободить из-под стражи всех обвиняемых. Возможно, такое неожиданное прекращение дела было связано с подписанием митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации от 19 июля 1927 г., одним из условий подписания которой было освобождение находящегося в узах духовенства.
Как бы то ни было, гонения на церковь в стране продолжались. В 1934 году о. Александр был лишён избирательных прав. Это означало попадание в категорию т. н. «лишенцев», т. е. лишение продовольственных карточек, обложение огромными налогами, которые, фактически, невозможно было выплатить и т. п.
Осенью 1935 года Успенский храм пережил антиколокольную кампанию.
21 ноября 1937 г. священников Успенской церкви о. Михаила и о. Александра снова арестовали и заключили в Боровичскую тюрьму. Вместе с ними был арестован староста церковной «двадцатки» Пётр Николаевич Плаксин. Всех их обвинили в антисоветской агитации и осудили по ст. 58-10 УК на основании свидетельских показаний, так как сами обвиняемые виновными себя не признали. 8 января 1938 г. их расстреляли, и место захоронения не установлено до сих пор. Успенский храм был закрыт, впоследствии он был перестроен и в нём разместился цех Ёгольской трикотажной фабрики.
В 1989 году прокуратура Новгородской области вынесла решение, что свящ. Михаил Соболев, свящ. Александр Секундов и Пётр Николаевич Плаксин подпадают под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х годов и начала 50-х годов».
Наталия Игнатович,
Свято-Филаретовский православно-христианский институт,
г. Москва
В декабре 1937-го Особая тройка УНКВД ЛО работала напряжённо, старалась рассмотреть как можно больше подготовленных протоколов и отдать последние в году предписания на расстрел. 25 декабря рассмотрено 12 протоколов, 30 декабря – 19 протоколов, 31 декабря – 17 протоколов.
В 280-й по счёту протокол были внесены имена Секундова, Соболева и Плаксина. Напротив каждого имени решение: «Расстрелять». Протокол утвержден 30 декабря 1937 г. На следующий день, 31 декабря нач. УНКВД Заковский подписал предписание на расстрел в Боровичи согласно протоколу 280. Документ о расстреле уцелел в боровичских отчётах (правописание сохранено):
Акт
1938 года Января 8 дня мы Нижеподписавшиеся Нач. Боровического Оперсектора ст. Лейтенант госбезопасности Бранинов и комендант оперсектора Рабочий составили настоящий акт о ниже следующем. На основании предписания УНКВД ЛО от 30 Декабря 1937 г. за №№ 218136, 218129, 218133, 218125, осужденные тройкой УНКВД ЛО по протоколам за №№ 273, 276, 263, 280.
1) Егорова, Ивана Егоровича, 1879 г. рож., урож. г. Боровичи Ленобласти.
2) Савинкова, Димитрия Степановича, 1907 г. рож., урож. дер. Круглики, Идрицкого района Калининской области.
3) Михайлова, Сергея Михайловича, 1867 г. рож., урож. дер. Усадье Оксоческого с/с Окуловского р-на.
4) Михайлова, Федора Михайловича, 1885 г. рож., урож. дер. Слотово, Мошенского р-на.
5) Партанского, Федора Федоровича, 1871 г. рож., урож. г. Боровичи Ленобласти.
6) Майорова Николая Михайловича (Нифонта), 1884 г. рож., урож. дер. Едно, Валдайского уезда Новгородской губ.
7) Секундова, Александра Александровича, 1876 г. рож., урож. ус. Павликово, Боровического р-на.
8) Соболева, Михаила Васильевича, 1874 г. рож., урож. с. Ровно Боровического р-на Ленобласти.
9) Плаксина, Петра Николаевича, 1869 г. рож., урож. Опеченский Посад Боровического р-на.
10) Демянского Павла Ивановича, 1862 г. рож., урож. с. Шедомицы, Боровического района Ленобласти
Расстреляны 8-го Января 1938 года
очом исоставлен настоящий акт вдвух экземплярах.
Начальник Боровичского
Оперсектора УНКВД ст. Лейтенант
госбезопасности /Бранинов/
Комендант Сектора /Рабочий/
* * *
В Боровичах расстреливали много меньше, чем в Ленинграде (см. Статистические сведения в 6-м и данном томах «Ленинградского мартиролога». Однако известен и опубликован запрос Бранинова от 23 сентября 1937 г. в Ленинград «срочно выслать патроны для револьвера системы „Наган“ в количестве 3500 штук». 25 сентября 1937 г. Комендант УНКВД ЛО Поликарпов, ведавший расстрелами в Ленинграде, отправил Бранинову «ревпатроны нагановск. кал. 7,62 в количестве трех тысяч». Этими нагановскими патронами и были расстреляны свящ. Александр и его однодельцы.
Они помянуты в Книге памяти жертв политических репрессий Новгородской области и в книге «Список расстрелянных в г. Боровичи по решениям Особой Тройки (август 1937 г. – март 1938 г.) (Боровичи, 1995). – Ред.
* Четвериков Сергий, прот. О вере во Христа. СПб., 1998. С. 52.
** Тареев М. М. Живые души: очерки современных нравственных исканий. Сергиев Посад, 1908. С. 109.
*** Евлогий (Георгиевский, 1868–1946), архиеп. Волынский и Житомирский. Член Предсоборного Совета. С 1920 г. в эмиграции. Скончался в Париже.
* Священный Собор Православной Российской Церкви. Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 537.
** Листки православного Крестовоздвиженского трудового братства. Киев, 1909. № 14. С. 3.