Фокин Леонид Философович

Фокин Леонид Философович, 1881 г. р., уроженец м. Раков Минского у. и губернии, русский, беспартийный, профессор Химико-Технологического ин-та, проживал: г. Ленинград, Большая Посадская ул., д. 1. Арестован в 1930 г. по "делу Промпартии". В виде наказания направлен гл. консультантом на строительство химкомбината в г. Березники. Коллегией ОГПУ в 1933 г. осужден по ст. ст. 58-6-7-9-11 УК РСФСР к расстрелу, с заменой на 10 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Белбалтлаге (Медвежьегорский р-н Карельской АССР). Арестован 14 августа 1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР 20 сентября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-9-11 к высшей мере наказания. Расстрелян близ ст. Медвежья Гора (урочище Сандармох) 28 сентября 1937 г.


ЛЕОНИД ФИЛОСОФОВИЧ ФОКИН

В 1900 г. Леонид Фокин, окончив Калужскую классическую гимназию, поступил в Петербургский Технологический институт на химичес­кое отделение. В 1907 г. окончил институт и был рекомендован для преподавательской деятельности. В 1908 и 1910 гг. командирован за границу для изучения химических производств Англии, Бельгии, Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Норвегии.

В 1914 г. Фокин возглавил созданную по его проекту лабораторию технологии минеральных веществ. Он первым в России начал читать общий курс «Методы и орудия химической техники» и специальные курсы «Коксохимическое производство» и «Технология каменного угля», заведовал специальностями «Основная химическая промышленность» и «Коксобензол».

В начале первой мировой войны стала особенно актуальной проблема поиска взрывчатых веществ, и Главное Артиллерийское управление (ГАУ) представило военному министерству доклад о необходимости команди­рования в Донецкий бассейн комиссии с целью изучения ресурсов производства бензола и толуола. Начальник ГАУ обратился к директору Технологического института Г. Д. Деппу с просьбой разрешить Фокину принять участие в работе комиссии. Председателем комиссии был назначен профессор Михайловской артиллерийской академии генерал-май­ор В. Н. Ипать­ев. С тех пор и вплоть до 1930 г. продолжалась совместная работа профессора Фокина и академика Ипатьева по становлению и развитию основной химической промышленности России и СССР. (Свою научную деятельность Фокин частично отразил в монографии «Обзор химической промышленности в России», изданной в 1920–1922 гг.).

Фокин совмещал преподавательскую работу в Технологическом и Политехническом институтах, Московском Высшем Техническом училище им. Баумана с обширной государственной и общественной деятельностью: был председателем Технического совета химического отдела ВСНХ СССР, членом Артиллерийского комитета Военного и Морского дела, консультантом химических трестов, председателем химической секции Ассоциации инженеров. Вместе с Ипатьевым принимал участие в составлении концессионных договоров с предпринимателями Англии, Германии, Франции, Бельгии, участвовал в качестве эксперта в международных конференциях (например, Генуэзской 1922 года). Проектировал азотно-туковые заводы.

В 1928 г. принимал участие в строительстве Бобриковского комбината в Московской области (ныне г. Новомосковск).

В октябре 1930 г. Фокина впервые арестовали. Его осудили по «делу Промпартии» на 10 лет лагерей, с заменой на высылку в Березники – главным консультантом на строительство химкомбината.

В 1933 г. он возвращен в Ленинград, назначен на должность заведующего кафедрой Основной химической промышленности Технологического института. Читал лекции, вел научную работу в аспирантуре, был консультантом Бобриковского химкомбината. Но вскоре он вновь арестован. На этот раз в Москве, на вокзале при возвращении из командировки в Бобрики. 11 июня 1933 г. его осудили на 10 лет лагерей как участника контрреволюционной организации и отправили на Беломорканал.

Там он был арестован в третий раз. В архиве УФСБ Карелии находится уголовное дело заключенного Белбалтлага Леонида Философовича Фокина, 1881 года рождения, русского. В графе «семейное положение» указано, что его жена, Любовь Дмитриевна, проживает в Ленинграде по Московскому шоссе, д. 26 (здание Технологического института) и работает преподавателем иностранных языков. Фокина заочно судила Тройка НКВД Карельской ССР по обвинению в том, что он «идейный вдохновитель фашистско-террористической группы из заключенных – бывших дворян, офицеров и кулаков, осужденных за шпионаж, террор, диверсию и контрреволюционную деятельность». Руководителем группы назван актер и режиссер Никита Романович Аполлонский. Как значится в справке архива УФСБ Карелии, «Фокину Л. Ф. была назначена высшая мера наказания – расстрел, которая приведена в исполнение 28 сентября 1937 года в 14 часов 10 минут в окрестностях г. Медвежьегорска […], фотографий Фокина Л. Ф. и его рукописей в материалах уголовного дела не имеется».

После смерти Сталина Любовь Дмитриевна Фокина обращалась к председателю президиума Верховного Совета СССР Маленкову с просьбой реабилитировать мужа и дать возможность издать его последнюю книгу, написанную в лагере. Письмо осталось без ответа. 19 ноября 1955 г. Фокин реабилитирован посмертно. Его имя внесено в Книгу памяти «Место расстрела Сандармох» (Петрозаводск, 1999) и в настоящий том «Ленинградского мартиролога».

Диплом инженера-технолога Леонида Философовича Фокина, окончившего в 1907 году с отличием полный курс наук по химическому отделению Санкт-Петербургского Технологического института Императора Николая I, хранится в его чудом уцелевшем личном деле.

К сожалению, пока нет статей и воспоминаний о Фокине, хотя у него было много учеников. В их числе мой отец, Константин Ильич Лопатин, впоследствии директор Технологического института, в 1952 году разделивший участь многих жертв «Ленинградского дела».

Подробная биография Фокина будет помещена в справочнике о репрес­сированных студентах и преподавателях Технологического института. Там же будет опубликовано письмо Фокиной Маленкову и архивная справка из УФСБ Карелии.

Светлана Константиновна Лопатина, С.-Петербург

 

Биографические справки о Фокине и Аполлонском см. на с. 196, 24 настоящего тома.

С. К. Лопатина много лет собирает материалы для справочника о репрес­сированных студентах и преподавателях Технологического института. Автор многих публикаций о репрессированных технологах. Не раз помогала уточнять биографические сведения о репрессированных для редакции «Ленинградского мартиролога».

Анатолий Разумов