Ясинский Станислав Адольфович, 1895 г. р., уроженец г. Ленинград, белорус, беспартийный, управляющий делами ст. Кировск, проживал: г. Кировск Мурманского окр. Лен. обл., Хибиногорское шос., д. 7, кв. 7. Арестован 29 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 2 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 8 декабря 1937 г.
СТАНИСЛАВ АДОЛЬФОВИЧ ЯСИНСКИЙ
Мой отец, Станислав Адольфович Ясинский, родился в 1895 году в Петрограде. В раннем возрасте вместе с родителями он переехал на постоянное жительство в Киев. Как мне известно по рассказам родителей, в Киеве отец поступил в кадетский корпус, закончил его и в чине прапорщика был направлен на фронт (началась 1-я мировая война). В конце войны был тяжело контужен, лечился в госпитале. А потом началась гражданская война, и он снова попал на фронт в войска Красной армии. Участвовал в боевых действиях в составе 1-й Конной армии Буденного в должности помощника начальника штаба. За успешные боевые действия был награжден различными наградами.
После окончания гражданской войны отец был временно демобилизован, и Буденный направил его заместителем управляющего по коневодству в Киргизию. Через короткое время отца снова призвали в Красную армию. Во время своего первого ареста в 1932 году он служил в должности начальника штаба 80-й стрелковой дивизии (г. Артемовск, Донецкая обл.).
Отбыв незаслуженное наказание, отец был досрочно освобожден и в 1935 году приехал с Беломорско-Балтийского канала в г. Кировск Мурманского округа, где уже работала моя мать и мы с братом учились в школе. Работая на гражданке управляющим делами железнодорожной ветки треста «Апатит», 28 августа 1937 года он снова был незаконно арестован.
Решением Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР от 2 декабря 1937 года ему была определена высшая мера наказания, которая и была исполнена 2 декабря в Ленинграде. Похоронен на Левашовском кладбище.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов» отец полностью реабилитирован.
Так сложилась судьба одного из честных патриотов своей родины. Мне на всю жизнь запомнились слова одного красноармейца, который встретил нас с матерью в штабе дивизии, видимо, уже узнав о случившемся аресте: «Как же так, это ведь кристально чистый был человек».
Всеволод Станиславович Ясинский, С.-Петербург
С. А. Ясинский расстрелян по так называемому Списку польских шпионов № 39. Список утвердила «двойка» в Ленинграде (Заковский и Позерн), а затем – в Москве (Ежов и Вышинский). Ясинский обвинялся в том, что он в 1929 г. в г. Артемовске был завербован польской разведкой и «принял задание проникнуть на заводы оборонного значения», а кроме этого «проводил польскую к.-р. националистическую пропаганду».
Анатолий Разумов