РУБАШЁВЫ, ВИШНЯКИ, ЗОРОХОВИЧИ
Как-то случайно, будучи на кухне, я услышала передачу по радио «У Вас есть проблемы?». И совершенно для меня неожиданно она была посвящена созданию мартиролога погибших в лагерях за период советской власти.
К сожалению, я имею возможность пополнить собранные вами сведения, сообщив вам о судьбах моих многочисленных родственников. Степень моей информированности о них разная, так как мне в 1938 г. исполнилось только 14 лет, и не всё я помню, и не обо всём мне рассказывали.
Зорохович Юрий Исаакович, брат моей мамы, родился в 1888 г., окончил юридический факультет Университета в Петербурге, работал там же помощником присяжного поверенного, был, кажется, даже членом партии большевиков в то время. После 1917 г. жил в Москве, был членом коллегии адвокатов. Арестован 11 марта 1938 г. Военной коллегией Верховного суда Союза ССР 22 июня 1956 г. выдана справка о пересмотре и прекращении его дела за отсутствием состава преступления. Мне помнится, что когда-то видела справку о его смерти в 1941 г. от болезни сердца. Уже в последнее время, после смерти его жены Вейхельт Клавдии Оттовны (1883–1979), ко мне попали бумаги о его профессиональной деятельности, из которых я узнала, что в период 1912–1917 гг. он неоднократно защищал в судах редакторов различных рабочих газет и спасал их. Подлинные газеты того времени с этими сведениями я сдала в Рукописный отдел Государственного Литературного музея в Москве, где образован его фонд, так как сами эти материалы необычайно интересны.
Зорохович Александр Исаакович – младший брат моей мамы. Родился примерно в 1902 г. В 1917 г. вместе со своей матерью уехал в Германию, где находился его старший брат, попавший в плен во время Мировой войны. В Берлине окончил университет, вступил в коммунистическую партию (рекомендацию ему дала Рут Фишер – кажется, известная оппортунистка, по советским понятиям), успешно работал в Москве на каком-то химическом оборонном заводе, имел много изобретений, защитил диссертацию. Арестован 7 марта 1938 г. В справке Военной коллегии Верховного суда Союза ССР от 6 сентября 1956 г. указано, что дело его пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления. Зорохович А. И. реабилитирован посмертно. В качестве примера человеческих отношений могу только сказать, что у моего дяди были жена и дочь, дочери в момент ареста отца было 3 года. Её мать быстро поменяла свою и её фамилии и с родственниками не общалась. В 1956 г., по получении вышеуказанной справки, я сообщила своей двоюродной сестре, что её отец реабилитирован и что даже можно получить какие-то деньги в его бывшем учреждении (ей в то время был уже 21 год), но ответа я не получила и с тех пор ни разу с ней не встречалась.
Вишняк Вера Иосифовна (урожд. Рубашёва) – сестра моего отца. Родилась в 1885 г. в Петербурге, окончила юридический факультет Петербургского университета. После 1917 г. в Москве работала по охране материнства и младенчества. Арестована 28 февраля 1938 г. и по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 26 апреля 1938 г. расстреляна. В справке от 27 июня 1957 г. Военная коллегия Верховного суда СССР сообщает, что приговор отменён, дело прекращено и Вишняк В. И. посмертно реабилитирована.
Вишняк Самуил Исидорович (муж моей тёти Вишняк Веры Иосифовны) родился в 1873 г. в Витебске, инженер-электрик, после 1917 г. работал в Главэнерго, был главным инженером на строительствах электростанций в городах Орша, Кемерово, Кураховке (на последнее не успел). Арестован 9 февраля 1938 г. Обвинён в шпионской деятельности и связи с иностранными специалистами, работающими на строительстве Кемеровской ГРЭС. По приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян 26 апреля 1938 г. Реабилитирован посмертно (справка Военной коллегии от 28 июня 1957 г.).
Рубашёв Семен Иосифович – брат моего отца. Родился в 1898 г., окончил Ленинградский университет, биологический факультет, жил в Ленинграде, на Петропавловской улице. Защитил диссертацию по зоологии, места работы не знаю. Арестован летом 1937 г., расстрелян и посмертно реабилитирован.
Другой их брат, Рубашёв Минай Иосифович, как будто бы был студентом Политехнического института, расстрелян в Петрограде после убийства Урицкого как заложник.
Его жена Рубашёва Анастасия Евгеньевна (урожд. Зеленцова) родилась в 1897 г., окончила в 1916 г. Смольный институт для благородных девиц, а в 1921 г. – Медицинский институт в Петрограде, врач-рентгенолог. После ареста мужа была выслана вместе с сыном в г. Курск. В 1941 г. после начала войны ушла в армию и в 1945 г. окончила войну главным рентгенологом Волховского фронта, сын тоже воевал. После войны, не имея квартиры, жила в здании Рентгеновского института в Ленинграде, где и работала, защитила докторскую диссертацию, но в 1949 г. снова была выслана из Ленинграда. Последние годы жила в Киеве с сыном, где преподавала в Медицинском институте.
Вот какие невесёлые истории мне пришлось рассказать. Мне не хочется, чтобы имена моих родственников совсем исчезли из памяти людей, пусть войдут в мартиролог.
Нина Мироновна Рубашёва,
Москва
Ассистент кафедры биологии и пом. декана 2-го Лен. медицинского института Семён Иосифович Рубашёв расстрелян 5 декабря 1937 г. Помянут в 4-м томе «Ленинградского мартиролога».
Вера Иосифовна Вишняк и Самуил Исидорович Вишняк расстреляны одновременно 26 апреля 1938 г. Помянуты в Книге памяти «Расстрельные списки: Москва, 1937–1941: „Коммунарка“, Бутово» (М., 2000). Будут помянуты в 9-м томе «Ленинградского мартиролога».
Член Коллегии защитников Ленинского р-на Москвы Юрий Исаакович Зорохович расстрелян 9 мая 1938 г. Помянут в Книге памяти «Расстрельные списки: Москва, 1937–1941: „Коммунарка“, Бутово» (М., 2000). Будет помянут в 10-м томе «Ленинградского мартиролога».
Зав. лабораторией НИИ удобрений Александр Исаакович Зорохович расстрелян 9 августа 1938 г. Помянут в 1-м томе Книги памяти «Бутовский полигон, 1937–1938 гг.» (М., 1999). Будет помянут в 10-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.