ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (ПАУЛЬ ЯААНОВИЧ) КУЛЛА
Мой отец был рабочим железной дороги на станции Уторгош. Он женился на моей маме вторым браком. Первая жена умерла, а дочь от первого брака, моя сестра Мария-Магдалена, жила с нами. Когда отца арестовали, Марии-Магдалене было 7 лет, а мама была беременна мною.
Отца арестовали 15 июля 1938 г. Он находился в «Крестах» в Ленинграде, а потом исчез. Инкриминировалась ему диверсия на железной дороге, о чём он сумел сообщить из тюрьмы запиской на папиросной бумаге.
Я родился 25 октября 1938 г., когда отца уже расстреляли. Но мы об этом не знали. Жили очень тяжело. В 1942 г. немцы перевезли нашу семью в Эстонию. С того времени мы жили в Тарту.
О прошлом боялись говорить, тем более что в Эстонии в 1949 г. были репрессии. Но мама рассказывала, что отец был очень музыкальный, играл на скрипке. Не пил, не курил. Почерк был очень красивый.
Мама писала в Москву и всюду, чтобы узнать об отце, но ответа не было. Она умерла в 2003 г., так и не зная про отца. Мария-Магдалена умерла тоже.
Я узнал, что отец расстрелян, когда мой друг ездил из Эстонии в Петербург на Левашовское мемориальное кладбище. Горсть земли из Левашова я положил рядом с мамой. Имя отца тоже написал на могиле.
Геннадий Павлович Кулла,
г. Тарту, Эстония
Павел Иванович Кулла и его 8 земляков расстреляны по так называемому Списку эстонских шпионов № 54 как «эстонская повстанческая диверсионная группа в Уторгошском районе». В предписании на расстрел их номера 1–9 из 54 приговорённых к высшей мере наказания. 50 человек расстреляны 5 октября 1938 г. и помянуты в данном томе. Четверо не были расстреляны и будут помянуты в 12-м томе «Ленинградского мартиролога». Во 2-м томе Книги памяти жертв политических репрессий Новгородской обл. Павел Иванович ошибочно помянут как «Кулл». – Ред.