Колыско Ипполит Николаевич

Колыско Ипполит Николаевич, 1895 г. р., уроженец г. Вильно, поляк, беспартийный, нач. пожарной охраны 222-го участка Военстроя, проживал: г. Сольцы. Арестован 21 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 октября 1938 г. приговорен по ст. 58-6 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 21 октября 1938 г.

ИППОЛИТ НИКОЛАЕВИЧ КОЛЫСКО

Мой папа – Колыско Ипполит Николаевич, 1895 г. рождения, уроженец Вильно, поляк, сын ремесленника, гражданин СССР, беспартийный, столяр. Его образование: четыре класса, земское училище, курсы пожарного дела. Отец Ипполита Николаевича по национальности украинец, а мать – полька.

В январе 1915 г. папа был мобилизован рыть окопы в прифронтовой полосе и вскоре призван в армию, участвовал в боях, шла 1-я Мировая война. В январе 1917 г. в бою под Ригой был тяжело ранен. Был отправлен в госпиталь в Камышлов. После госпиталя – в железнодорожную охрану в Екатеринбург. В 1919 г. демобилизовался, уехал в Минск, откуда биржа труда направила его на работу в Ижевск. Спустя два месяца Ижевск был занят белыми, и папа вернулся в Минск. Вскоре от немцев освободили местечко Молодечно, и он отправился туда – там жили его старший брат Александр и дядя Клементий. В июле 1919 г. папа был призван в Красную армию, где прослужил до 1921 г. Мечтал вернуться на родину, но территория, где остались родные, отошла к самостоятельной Польше. На выезд нужны были документы и деньги. Папа подался в Ленинград и устроился на работу. В 1934 г. женился. Работал в школе до 1935 г. Усиленно добивался разрешения уехать с семьёй к своим родным. Трижды удалось посетить польского консула.

В 1935 г. папа был назначен начальником пожарной охраны на Военстрой в Ленинградской области. Работал в городе Дно, потом в Сольцах, где арестован 21 октября 1937 г.

Из дела отца видно, что ему инкриминировали. Якобы его завербовал польский консул и требовал завести знакомство с техническим персоналом, чтобы на случай войны получить сведения о военном строительстве, планы и чертежи. Якобы задания фактически не были выполнены, польский консул сменился, а другой долгое время не выходил на связь. Ещё написано, что отец был враждебно настроен против советской власти, высказывал террористические намерения против руководителей ВКП(б) и правительства, особенно Сталина. Один из свидетелей-доносчиков показывает о том, что отец откровенно говорил о намерении даже при риске для своей жизни уничтожить Сталина.

В общем, совершить ничего не смог, но был арестован и содержался в тюрьме в течение целого года. Его мучили, пытали и приговорили высшей мере наказания. 21 октября 1938 г. отец был расстрелян.

Доносы, доносы…
Убили вы многих.
За безвинными ночью как воры пришли.
Обвиненья нелепые, обыск.
В итоге: у малютки-девчонки
Отца увели!

 

Раиса Ипполитовна Андреева,
С.-Петербург

Ипполит Николаевич Колыско расстрелян по так называемому Списку польских шпионов № 67. В предписании на расстрел значится 18-м из 64 приговорённых к высшей мере наказания. 57 человек считаются расстрелянными 21 октября 1938 г. и помянуты в данном томе. 7 человек не были расстреляны и будут помянуты в 12-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.