Вейнерт Николай Владимирович

Вейнерт Николай Владимирович, 1884 г. р., уроженец ст. Лапы Ломжинской губ., русский, беспартийный, экскурсовод, педагог Института инженеров коммунального строительства, проживал: г. Ленинград, пр. Красных Командиров, д. 7, кв. 3. Коллегией ОГПУ судим в 1929 г. на 3 года высылки. Отбывал наказание в г. Кинешма. Вторично арестован 31 января 1931 г. Коллегией ОГПУ 23 августа 1931 г. судим по ст. 58-11 УК РСФСР на 3 года ссылки в Северный край. Наказание отбыл. Вновь арестован 21 июня 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 27 октября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 ноября 1938 г. (Его жена Ядвига Адольфовна Вейнерт-Влядих трижды высылалась; их сын Юрий Вейнерт четырежды судим, погиб в 1951 г. в ссылке.)


 

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ВЕЙНЕРТ
ЯДВИГА АДОЛЬФОВНА ВЕЙНЕРТ-ВЛЯДИХ

 

До 1989 г. я имел «свидетельство» о смерти отца, где было сказано, что он умер в Ленинграде 23 февраля 1943 г. от воспаления лёгких, летом 1989 г. выдали свидетельство о смерти второе. Отец был расстрелян 1 ноября 1938 г.

В том же году, в этот день Памяти отца, под впечатлением воспоминаний, по наитию, без правок, сами собой «выдавливались» строчки, мысли, воспоминания.

 

…Однажды мама как-то рассказала
(Не часто посвящала в это нас),
Как шёл один допрос. И вспоминала,
Что видела отца тогда в последний раз.
Её ввели. И следователь (Строков)
Стал проводить «с пристрастием» допрос.
Кричал... грозил ей долгим «сроком»
И высылкой детей... цитировал донос...
Ломая пальцы и выкручивая руки,
Он требовал «признанье» подписать,
А мама, чтоб не выдать боль и муки,
Кусала губы в кровь, стараясь не стонать…
И в это время, словно бы в тумане,
Сквозь дверь открытую, увидела Его:
(Сценарий выдуман, как в плохоньком романе)
Конвой вёл коридором папу моего…

                * * *

И вот теперь, когда пора настала
Очистить Память жертв,
страдавших без вины,
Мы с братом долго хлопотали
О реабилитации родных...
На папу, маму, брата – всех троих –
Мы получили девять извещений –
По три на каждого
 и с указаньем в них:
«Отсутствие состава преступленья».

 

Наши родители Ядвига Адольфовна Вейнерт-Влядих и Николай Владимирович Вейнерт были в числе зачинателей экскурсионного дела в России и Петербурге ещё до революции и работали вместе с И. М. Гревсом, Н. П. Анциферовым, а затем в музейном отделе (с Э. В. Краснухой), также и с Г. Э. Петри, О. М. Рындиной, К. М. Рубец, Т. Б. Лозинской, Н. В. Холодковской и другими (многих я уже не помню). Их учениками были Г. А. Штерн, Е. А. Семёнова, Л. А. Тудоровская, С. М. Бронштейн, Е. Д. Панкина.

Отец преподавал историю архитектуры в Институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКСе), Институте инженеров промышлен­ного строительства (ЛИИПСе) и Институте им. Репина (Академии художеств). Член Союза советских архитекторов. Инвалид. В 1939 г. (через год после расстре­ла) вышла из печати и поступила в продажу его монография «Росси».

Мама вела большую просветительскую работу, являлась сотрудником ИРЛИ, членом Пушкинского общества (отв. секретарь В. А. Мануйлов).

Мой брат Юрий Николаевич Вейнерт, проведший в лагерях и ссылках более 20 лет и погибший в Северо-Енисейской ссылке, был основателем и создателем (совместно с Я. Хароном) известных «Сонетов Гийома дю Вентре», портрет кото­рого нарисован Ю. Н. на его собственной фотографии.

В арестах, «отсидках» Ю. Н., а также в его смерти – очень много непонятного: официальная версия – самоубийство, в то время как в Северо-Енисейске (правильно: в Северо-Енисейском) упорно ходили слухи, что его столкнули в шахту уголовники (он ремонтировал клеть).

Ян Николаевич Вейнерт,
С.-Петербург, 16 октября 1992 г.

 

Николай Владимирович Вейнерт расстрелян по так называемому Списку польских шпионов № 78. В предписании на расстрел значится 25-м из 48 приговорённых к высшей мере наказания. 39 из них расстреляны 1 ноября 1938 г. и помянуты в 11-м томе «Ленинградского мартиролога». Девять человек не были расстреляны, они помянуты в 12-м томе «Ленинградского мартиролога».

Ядвига Адольфовна Вейнерт-Влядих (1886–1973) дважды отбывала ссылку вместе с мужем. Приговорена к расстрелу 31 октября 1938 г., но не расстреляна. Помянута в 12-м томе «Ленинградского мартиролога».

Юрий Николаевич Вейнерт (1914–1951) был судим четырежды. Погиб в Красноярской ссылке.

Его брат Адольф Николаевич Вейнерт (1922–1942), артист театра им. Пушкина, воевал красноармейцем и умер после ранения. В документах, приведённых на сайте Министерства обороны РФ (http://www.obd-memorial.ru) он ошибочно значится как Адольф Николаевич Вейнер.

Ветераны Великой Отечественной войны братья Николай Николаевич Вейнерт (1918–2010) и Ян Николаевич Вейнерт (1920–2002) помогали работе над «Ленинградским мартирологом».

Ян Николаевич собрал и передал материалы о Вейнертах в Центр «Возвращённые имена». Мы были знакомы десять лет, встречались на Левашовском мемориальном кладбище, на мероприятиях общества «Полония», делились иногда сердечными лекарствами.

Анатолий Разумов, 6 февраля 2018


Ложь и правда Ядвига Вейнерт-Влядих Ядвига Вейнерт-Влядих