Булак Василий Алексеевич

Булак Василий Алексеевич, 1906 г. р., уроженец г. Варшава, русский, перебежчик из Эстонии, член ВКП(б) в 1931–1938 гг., зав. табельной завода им. Сталина, проживал: г. Ленинград, ул. Рубинштейна, д. 26, кв. 16. Арестован 11 марта 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 19 октября 1938 г. приговорен по ст. 58-6 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 28 октября 1938 г.


ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БУЛАК

Мой отец, Булак Василий Алексеевич, родился в 1906 г. в Варшаве. В начале 30-х годов жил вместе с матерью в Эстонии, в Нарве. Жили очень бедно, поэтому его родная сестра Катя, жившая в Ленинграде, выслала им вызов (вместе жить легче).

В Ленинграде отец поступил работать на Металлический завод им. Сталина стропальщиком. Там они познакомились с мамой и в 1936 г. поженились.

11 марта 1938 г. Весенний день был полон самых светлых надежд, т. к. это был первый день маминого декретного отпуска. Но… стук в дверь, и радостный день превратился в кошмар – пришли и арестовали отца. Последние недели беременности мама обивала порог «Крестов», относя отцу передачи, а после моего рождения послала деньги с запиской: «От Леночки Булак». Получил ли он? Узнал ли, что у него родилась дочь? В ноябре маме вернули одежду отца, сказав, что его приговорили к 10 годам без права переписки. И мама ждала.

Война, блокада… После окончания войны шёл слух, что заключённых посылали на передовую. И мама послала запрос. Пришёл ответ: «Пропал без вести».

Лишь в 1957 г. мы получили (после повторного запроса) справку о реабилитации и свидетельство о смерти, в котором в графе о причине смерти было указано: перитонит. Место захоронения – прочерк. И я его искала… Я побывала в Тайшете, видела здание старой тюрьмы, где когда-то содержали политзаключённых, и тюремную больницу. Вскоре написала стихи.

 Отцу

Я не знаю, где ты похоронен.
Но мечтаю об этом узнать.
Мне так хочется очень, до боли
Затерявшийся холмик обнять.
 

Мы с тобой не встречалися даже,
Родилась я уже без тебя
Сколько раз мне хотелось однажды
Открыть дверь – и увидеть тебя.
 

Но судьба обошлася жестоко
И от нас тебя отняла…
Прожила моя мать одиноко
Всю себя отдала для меня.

 

   Но она не теряла веры,
   Её тоже можно понять.
   Её жизнь может стать примером
   Как любить и как надо ждать.
 

   А однажды почтовый ящик
   Похоронку нам преподнес,
   Лишь теперь, не веря в удачу,
   Не сдержала она горьких слез.
 

   20 лет… это срок немалый
   Слёзы сами бегут из глаз.
   20 лет тебя ожидала,
Хоронила только сейчас.
 

Отца обвиняли в шпионаже, будто бы по заданию Эстонии он должен был взорвать цех. Расстреляли его 28 октября 1938 г., а реабилитировали 4 февраля 1957 г. (это совпало с моим первым рабочим днём во ВНИИ им. А. С. Попова, где я отработала 40 лет).

Ознакомиться с делом отца я смогла только в октябре 1993 г., за 4 месяца до смерти мамы. Я сразу же поехала в Левашово. Придя на кладбище я подошла к «Кресту» — памятнику всем невинно убиенным. Рядом увидела могилу. На мраморной доске надпись: «Я искала тебя повсюду, а ты оказался рядом» и подпись «дочь». Меня как парализовало: кто-то выразил мои мысли. Только фотография была не моего отца… Под этой подписью подписались бы миллионы дочерей и сыновей.

Елена Васильевна Булак, С.-Петербург

 Василий Алексеевич Булак расстрелян по так называемому Списку эстонских шпионов № 21. В предписании на расстрел значится 65-м из 99 приговорённых к высшей мере наказания. 87 человек расстреляны 28 октября 1938 г. и помянуты в 11-м томе.

12 человек не были расстреляны и помянуты в 12-м томе «Ленинградского мартиролога».

Анатолий Разумов