СЛОВА ОТ СЕМЬИ БИЧ
со слов моей мамы Бич (Роо) Марии Ивановны
У моего отца Бича Александра Христиановича было 7 братьев и 2 сестры. Жили компактно в Уткиной Заводи рядом с 5-й ГЭС. После ареста отца и его брата Петра Христиановича все были очень напуганы и общение между родными было крайне настороженным.
21 марта 1942 г. маму с двумя сыновьями (5 и 11 лет) в 24 часа выслали из Ленинграда в посёлок Куогостах Усть-Янского района Якутской АССР. Мы жили там в земляных избушках. Посёлок был расположен в устье реки Яна в 12 км от побережья моря Лаптевых. Вокруг была голая тундра.
В Якутии также оказались семьи: Петра Христиановича – в посёлке Быков Мыс возле Тикси, Генриха Христиановича и Фёдора Христиановича – в посёлке Покровск возле Якутска; но об этом мы узнали только в 80-х годах. Большая семья по фамилии Бич была разбросана по просторам страны, дети выросли вне семейных связей.
Отца арестовали в феврале 1938 г. ночью, приехала машина, вошли два человека в форме, один в кожаном пальто. Во время обыска отец стоял молча у окна, был спокоен. Когда его уводили, сказал маме: «Береги детей». И мама, несмотря ни на что, – нас вырастила. Огромный ей поклон. Характер у отца был спокойный, уравновешенный. Он проявлял большую склонность к живописи, занимался рисованием, играл в духовом оркестре Новосаратовской колонии. Хорошо владел немецким языком, часто привлекался в качестве переводчика для сопровождения немецких специалистов, приезжавших на монтаж оборудования 5-й ГЭС. За хорошую работу отец был награждён серебряным знаком с цепочками. При выселении мама смогла увезти с собой отдельные фотографии отца и этот нагрудный знак. Несколько фотографий сохранилось, а нагрудный знак был утерян.
Из Якутии маме удалось переехать в 1950 г. в Нижний Тагил на комендантский учёт. Все попытки возвратиться в Ленинград были безуспешными. Разрешение на прописку мне удалось получить только в 1988 г. и затем вступить в ЖСК, квартиру получил (построил) в 1991 г. и с тех пор снова живу в родном городе. Мамы и брата уже нет.
Олег Александрович Бич,
С-Петербург
Братья Пётр и Александр Бич расстреляны по так называемому Списку немецких шпионов № 17. В предписании на расстрел их номера 16 и 17 – из 95 приговорённых к высшей мере наказания. 66 человек расстреляны 22 октября 1938 г. и помянуты в данном томе. 29 человек не расстреляны и будут помянуты в 12-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред