Пукари Алексей Иванович

Пукари Алексей Иванович, 1893 г. р., уроженец и житель д. Струппово Кингисеппского р-на Лен. обл., финн, беспартийный, машинист парохода "Усть-Луга". Арестован 23 февраля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 21 апреля 1938 г. приговорен по ст. 58-1а УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 мая 1938 г.


АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ПУКАРИ

Наш папа, Пукари Алексей Иванович, 14.07.1893 г. рождения, родился в д. Струппово Куземкинского с/с Кингисеппского р-на Ленинградской обл., беспартийный. Арестован был 23.02.1938 г., расстрелян 5.05.1938 г. Работал машинистом парохода «Усть-Луга» Усть-Лужской пристани Северо-Западного пароходства. Реабилитирован 10.08.1959 г. Жена его – мама наша – умерла (Пукари Амалия Александровна, 1897 г. рождения).

Сообщаем дополнительно, что мы, семья Пукари, в Калининскую область переброшены в связи с войной. Мы были эвакуированы из д. Струппово (всей деревней) в 1943 г. и странствовали много до Калининской области, т. е. до 1944 г.

О гибели папы мы ничего не знали, несмотря на то, что мама много ездила по всем инстанциям и в Кингисепп, и в Ленинград, но никаких результатов не получала. Мы не думали, что такое могло произойти с нашим любимым папочкой. Он был очень хорошим семьянином, любил нас всех, был хорошим хозяйственником, он всё мог делать своими руками. Его интересовало всё, и ничего из рук не отбивалось. А в выходные дни он всё свободное время отдавал нам – детям, он нам и лыжи, и санки – всё делал сам.

С мамой они были очень дружны и любимы. Мы не слышали никогда повышенных тонов в разговоре. Не выпивал никогда. У нас была очень большая библиотека: и художественная литература, и по механике. Сам он был из многодетной семьи, жили бедно, и все знания и мастерство он добывал самостоятельно из книг. Было у него много инструментов. Военную службу папа проходил в Кронштадте 8 лет, и мама была с ним. Много поощрений было у него с работы. Подарки. Костюм был подарен, часы карманные и т. д., но при обыске, который провели у нас дома, объявив, что папа арестован, всё забрали. Папа хорошо играл на баяне, гитаре, балалайке, которые тоже забрали. Мы были очень шокированы всем происходящим. Но дом и корову оставили. Между прочим, дом был построен папой своими руками, и печку сам клал, вся мебель в доме была сделана папой. А арестовали так: пришли к нам трое, один из ГПУ и двое в штатском (папа был на работе – в Усть-Луге), объявили, что папа арестован. Это было где-то около 1 часа ночи 23 февраля 1938 г. Сделали обыск, всё папино забрали, но и общего много взяли и увезли. Мы были в своей комнате и плакали. Когда они уехали, мама собрала кое-что для папы и побежала в Усть-Лугу, где папа работал (на ремонте).

Встретила она папу, не доходя до Усть-Луги, его везли на лошади по льду реки Луги в ГПУ, которое было в Преображенке. Там мама с папой поговорили, ей сказали, чтобы не расстраивалась, разберутся и отпустят. С тем и расстались они. Навсегда. А мы папу больше и не видели.

Папу я представляла таким, каким он и был, и часто фантазировала, что вот, может, он сейчас вернётся, что он приедет. Но теперь уже, зная, что его нет, и этой фантазии нет.

В ту же ночь был арестован муж папиной сестры и расстрелян в один день с ним. Арестованы были мамин брат Иван Александрович Стюф и мужья маминых сестёр Александр Ахонен и Михаил Матвеевич Ахонен – он тоже работал с папой помощником. Одним словом, из деревни, из 23 домов – арестовали 9–10 человек, и всё в основном деловые мужчины, которые не выпивали и были хорошими тружениками (на все руки).

Гертруда Алексеевна Хохлова, п. Кесова Гора;

Брунгильда Алексеевна Щербакова, п. Кесова Гора;

Генрих Алексеевич Пукари, п. Кесова Гора;

Рудольф Алексеевич Пукари, г. Луганск.

 

Алексей Иванович Пукари расстрелян по так на называемому Списку финских шпионов № 16. В предписании на расстрел он значится 46-м из 94 приговорённых к высшей мере наказания. Из той же деревни в том же предписании значатся Иван Александрович Стюф, Александр Иванович Стюф, Александр Андреевич Мяккинен. Все считаются расстрелянными в Ленинграде 5 мая 1938 г. Возможное место погребения – Левашовское мемориальное кладбище. Все помянуты в 10-м томе "Ленинградского мартиролога".

См. также воспоминания об Иване Стюфе.

Анатолий Разумов

 


Левашовское мемориальное кладбище. Памятник-кенотаф.
Фото: Свято-Петровское малое православное братство