Кондратьев Николай Нилович

Кондратьев Николай Нилович, 1896 г. р., уроженец д. Парфеньево Бежецкого у. Тверской губ., русский, б. член ВКП(б), технический директор завода № 4 им. Калинина, директор ЦКБ-22, доцент по курсу теории проектирования трубок и взрывателей Военно-механического института, военинженер 1-го ранга, награжден орденом Красной Звезды, проживал: г. Ленинград. Перед арестом главный инженер 14-го ГУ Наркомоборонпрома СССР, член Совета Наркомтяжпрома, проживал: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 9, кв. 14. Арестован 24 июня 1938 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 27 сентября 1938 г. приговорен за "участие в контрреволюционной террористической организации" к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Москва 27 сентября 1938 г. (Спецобъект НКВД "Коммунарка".)

НИКОЛАЙ НИЛОВИЧ КОНДРАТЬЕВ

Роберт Робертович Дамбран

Участник Гражданской войны Николай Нилович Кондратьев в 1925 г. был направлен на Ленинградский трубочный завод, оставаясь в кадрах Красной армии после окончания Артиллерийской академии.

В 1924 г. на Заводе был размещён секретный спецзаказ Германии – по немецким чертежам под руководством германских специалистов – на изготовление 400 тысяч взрывателей ЕКZ-16, весьма перспективных для дальнейшей разработки* . Техническое руководство спецзаказом осуществлял Уполномоченный Главного управления военной промышленности (ГУВП) В. Л. Дымман, в число его помощников и вошёл Кондратьев. Приёмщиком ГУВП по спецзаказу был назначен известный конструктор боеприпасов В. И. Рдултовский.

Завод испытывал серьёзнейшие трудности в исполнении спецзаказа. Сказывались попытка эвакуации в 1918 г., послевоенная разруха, сокращение заказов и потеря былого технического состояния. К тому же в немецком взрывателе применялись значительно более сложные и точные детали, чем в русских, разработанных задолго до начала Первой мировой войны. Но со сложной задачей справились не без дополнительной выгоды.

В течение 1926–1929 гг. на Заводе выпускался взрыватель МТ (Мгновенный трофейный), для которого использовались остатки деталей от немецкого спецзаказа и имеющегося оборудования и оснастки. Рдултовский писал об этом взрывателе: «Его полезное значение состояло в том, что он дал нам возможность сравнительно легко и быстро получить из старых гранат модернизированные дальнобойные снаряды для 3-дюймовых пушек, достигнуть от них мощного осколочного действия и произвести широкие войсковые воспитания самих способов стрельбы на такие дальние дистанции, которые впервые стали с ним доступными для нашей артиллерии».

С января 1926 г. Кондратьев зачислен на Заводе в число первых четырёх стажёров Бюро по восстановлению сведений и подготовке новых инженеров трубочного дела (Труббюро). В список стажёров с июня 1926 г. был внесён также Михаил Фёдорович Васильев – адъюнкт Военно-технической академии. Руководителем Труббюро в октябре 1926 г. стал Рдултовский.

Стажёры вели конструкторскую работу и проходили дополнительное обучение. Программа теоретической подготовки предусматривала проработку теории развития и материальной части трубок и взрывателей, требований к ним и видов испытаний, особенностей сборочно-снаряжательных работ и т. п. Для повышения общеобразовательного уровня велось систематическое изучение иностранных языков, особенно английского, читались специальные курсы по баллистике, инструментальному делу и другим дисциплинам. Практическую подготовку стажёры получали на должностях дублёров производственно-технического персонала завода, а также принимая участие в испытаниях продукции на полигоне.

Опытная мастерская «для надобности артиллерийского ведомства» была сформирована при Заводе по ходатайству Рдултовского в ноябре 1926 г. Туда были привлечены, по его словам, несколько «наилучших рабочих с высокой оплатой, ради уменьшения брака изделий и своевременного производства опытов».

С 1927 г. Ленинградский трубочный стал Заводом № 4 им. Калинина.

Рдултовский в феврале 1927 г. дал такие характеристики своим ученикам: «Инженер Кондратьев обладает способностью практически подойти к возможно простому разрешению производственных задач, а при разработке проектов взрывателей – найти простую и легко осуществимую конструкцию для выполнения поставленных заданий. Он хорошо освоил академический курс и очень серьёзно относится к своим обязанностям. Заведуя опытной мастерской с её разнообразными работами, он очень успешно ведет это дело. […] Инженер Васильев лучше всех своих товарищей подготовлен в теоретическом отношении и уже приложил свои познания к исследованию таких свойств трубок, которые до настоящего времени были недостаточно изучены, несмотря на всю их важность для надобностей производства. К поручаемым работам относится с большим усердием».

В 1927 г. среди других заданий Кондратьев разработал упрощённый взрыватель для снарядов полевой артиллерии и донный взрыватель для снарядов тяжёлой артиллерии. Участвовал в коллективной работе – проекте Самарского испытательного полигона, оформленном в виде обширного альбома.

В ноябре 1927 г. состоялся первый выпуск стажёров, Михаил Фёдорович Васильев и Николай Нилович Кондратьев назначаются инженерами-конструкторами Труббюро. Здесь в это время велась разработка 11 новейших образцов трубок и взрывателей.

С сентября 1937 г. в Труббюро начали и успешно закончили в марте 1928 г. подготовку дипломных работ выпускники Военно-технической академии А. Я. Карпов, А. С. Запольский, В. К. Пономарев, Я. А. Савельев, Е. Я. Черн и А. Н. Овсянников. Карпов был зачислен слушателем Бюро сроком на два года.

Именно здесь, в Труббюро, зародилось содружество конструкторов, именовавших себя «Коллектив трубочников» и создавших в начале 30-х годов серию взрывателей марки «КТ».

Кондратьева стали загружать более широко. В мае 1928 г. он уезжает в заграничную командировку в составе комиссии, которой руководил Г. И. Кулик – будущий маршал артиллерии. Комиссия вела переговоры о сотрудничестве с фирмой Бофорс, дочерней кампанией немецкого концерна Круппа в Швеции. С сентября 1928 г. Кондратьев полностью перешёл на административную работу и быстро продвигался, занимая должности зам. заведующего производством, зав. производством, зам. директора Завода по технической части (технического директора).

В апреле 1930 г. Кондратьев назначен начальником вновь организованного ЦКБ Патрубтреста (ныне НИИ «Поиск»). С ноября ЦКБ полностью разместилось на территории завода «Прогресс». Возникли разногласия из-за использования оставшейся на Заводе № 4 им. Калинина Опытной мастерской и объёма поручаемых Рдултовскому новых разработок. В июне 1930 г. Кондратьев направил начальнику вооружений РККА И. П. Уборевичу письмо, в котором, в частности, говорилось: «Опытная мастерская завода № 4 перегружена опытными работами по взрывателям В. И. Рдултовского, согласно распоряжения начальника АУ тов. Бондаря, и никаких других работ вести не может. […] Необходимо уничтожить кустарные мастерские отдельных работников, ибо опыт показывает, что толк из этого выходит плохой, а осуществление отдельных проектов „кустарей“, если таковые будут признаны удовлетворительными, будет при наличии центральной опытной мастерской наиболее быстрым». В результате последовало решение Уборевича – «Тов. Рдултовскому: а) к 1/УIII–30 г. закончить разработку РД5 и РГ6 с тем, чтобы в 30/31 году перейти к их валовому заказу; б) категорически запретить заниматься разработкой других конструкций трубок и взрывателей».

Талантливый руководитель и крупный конструктор взрывателей, член Совета Наркомтяжпрома Николай Нилович Кондратьев перед арестом в 1938 г. был главным инженером 14-го Главного управления Наркомоборонпрома СССР. Военная коллегия Верховного суда СССР 27 сентября 1938 г. приговорила его за «участие в контрреволюционной террористической организации» к высшей мере наказания. В тот же день он расстрелян в Москве.

Биографические сведения о Кондратьеве были собраны в архивах Ленинграда при подготовке книги И. И Ломакиной «Наша биография. Очерки истории производственного объединения «Завод имени М. И. Калинина». 1869–1989», но не были в ней помещены.

Деятельность Кондратьева в последующий период освещена в книгах:
НИИ «Поиск». Страницы истории. СПб, 2000.
Вернидуб И. И. На передовой линии тыла. М., 1993.

Юрий Петрович Груздев,
в 1975–1986 гг. главный конструктор 
Объединения «Завод им. М. И. Калинина»

Николай Нилович Кондратьев был включён по 1-й категории (расстрел) в Список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда Союза ССР. Список от 25 сентября 1938 г. утвердили Сталин, Молотов, Каганович и Ворошилов. Кондратьев помянут в данном томе и в Книге памяти «Расстрельные списки: Москва, 1937–1941: „Коммунарка“, Бутово» (М., 2000).

О репрессиях на Заводе № 4 им. Калинина см. материал в 8-м томе «Лениградского мартиролога». Там же помещено фото Кондратьева в группе инженеров. – Ред.