Иванов Антон Михайлович, 1890 г. р., уроженец г. Псков, русский, член ВКП(б) в 1927–1938 гг., директор стеклозавода "Белый Бычок" в 1931–1933 гг., проживал: г. Ленинград, ул. Некрасова, д. 14, кв. 14. С 1934 г. в Новосибирске зам. управляющего трестом «Кузбассуголь», с 1937 г. врио управляющего Кузбассшахтостроя, проживал: г. Кемерово. Арестован 5 января 1938 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Новосибирск 16 июня 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Новосибирск 16 июня 1938 г.
АНТОН МИХАЙЛОВИЧ ИВАНОВ
Отец мой, Иванов Антон Михайлович, родился 1 мая 1890 г. в Пскове. Дед был крестьянин, а бабушка – полька знатного рода из Вильно. Отец получил хорошее воспитание, говорил на польском и немецком языках, знал немного французский. Великолепно играл на рояле, мог взять незнакомый музыкальный инструмент, немного покрутить в руках и заиграть. Любил Рахманинова; приходя с работы в хорошем настроении, сразу садился за пианино. Имел какое-то отношение к царской армии, служил на Кавказе. Об этом никогда не говорили. Был «красным директором», восстанавливал стекольный завод «Красный луч» (станция Сущёво). В 1928 г. переведён в Ленинград, занимался строительством Волховской ГЭС, часто уезжал в командировки – в Мурманск, Апатиты, Москву и др. города – и всегда привозил нам всем подарки. Проектировал и строил стекольный завод «Белый Бычок» и оставался там первым директором. Был также в Смольном председателем комиссии по железу. Руководил опытной плавкой высококачественного чугуна на торфе на котловском перерабатывающем заводе (1932 г.).
В 1934 г. по приказу Орджоникидзе откомандирован на восстановление угольной промышленности в Новосибирск, где работал зам. управляющего трестом «Кузбассуголь», а летом 1937 г. переведен в Кемерово на должность управляющего трестом «Шахтострой».
Работая в Новосибирске, окончил Горный институт, преподаватели приходили домой. Учился в Военной академии Ленинграда, был красным командиром, носил «шпалы» и каждое лето уезжал на сборы.
У нас была настоящая семья. В доме часто собирались гости, и всё заканчивалось домашними концертами. Папа играл, а мама пела, у неё был прекрасный, редкий голос – контральто. Сорвала его, когда исполняла «Бубенцы», и 6 месяцев не говорила. Нас было четверо девочек: Вероника, Ираида, я и Серафима. Всех нас учили музыке. Старших сестёр – иностранным языкам: французскому и немецкому. Никогда не били, если мы были в чём-то виноваты. Мама ставила в угол, или, что было страшнее, сажала на диван, папа гладил по голове и говорил: «молодец, девочка, всегда так делай»; и казалось, лучше провалиться сквозь землю. Папа был сильным, смелым и волевым человеком, широкоплечий, высокого роста, рыжеватый блондин с голубыми глазами, мама – брюнетка с синими глазами, очень красивая, с прекрасной фигурой. Папа был очень занятым человеком, но выходные, когда не уезжал на охоту или рыбную ловлю, проводил с семьёй. Ходил с нами на лыжах, в лес, иногда брал на рыбалку. Часто собирались папины друзья с семьями, и мы все уезжали на пикники. Мы, дети, могли заниматься своими делами, но к приходу отца должны были быть дома и не опаздывать, т. к. он приезжал обедать и ужинать домой. Потом учился или уезжал на работу. Мама, Иванова Серафима Ильинична, была из разорившихся дворян, осталась сиротой в 7 лет и воспитывалась в семье родной тёти Веры – жены купца 1-й гильдии.
Арестован папа 5 января 1938 г. В первом свидетельстве о смерти написано, что неизвестно от чего умер и неизвестно где похоронен. В 1989 г. мы получили новое свидетельство, что он расстрелян 16 июня 1938 г.
Галина Антоновна Самерсова, С.-Петербург, 2 февраля 2018
Справка об Антоне Михайловиче Иванове помещена в 10-м томе, воспоминания Галины Антоновны в 11-м томе «Ленинградского мартиролога».
Анатолий Разумов