Зброжек Сергей Петрович

Зброжек Сергей Петрович, 1906 г. р., уроженец г. Дубно Волынской губ., поляк, из дворян, член ВКП(б) в 1924-1937 гг., командир подлодки Щ-309 КБФ, капитан 3-го ранга, проживал: г. Ленинград, В. О., 6-я линия, д. 21, кв. 4. Арестован 4 декабря 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 20 сентября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-1б-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 21 сентября 1938 г.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ЗБРОЖЕК

Сергей Петрович Зброжек

Мой папа, Зброжек Сергей Петрович, командир подводной лодки Щ-309, капитан 3-го ранга, родился 10 января 1906 г. в г. Дубно, окончил училище им. Фрунзе в 1928 или 1929 г.

Арестован 3 декабря 1937 г., расстрелян 21 сентября 1938 г.

Папа был арестован на подводной лодке в Кронштадте в день моего рождения. Мне исполнилось 7 лет, моей сестре было 5, а через неделю мама родила третью дочку 7-месячной (она умерла через год). У меня перед глазами стоит «картина»: приходят трое в чёрном, их в кухне встречает мама с маленькой на руках, а мы (я и сестра) у неё по бокам. Надо отдать должное пришедшим – они ничего у нас не взяли, кроме папиных документов и кортика.

Нас надо было кормить, а маму со средним образованием не брали на работу даже в баню уборщицей. Она была женой «врага народа». Мама смогла нас кормить некоторое время на деньги от продажи вещей. Некоторые друзья и родные тоже были арестованы, а многие от нас отвернулись, боялись. Но нашлись люди и устроили маму на работу.

Мама не могла ничего понять и поэтому решила обратиться к Жданову от моего имени. Написали мне письмо, я переписала и получила ответ. Мы должны были поехать в Большой дом, где нам сказали, что он сослан на 10 лет без права переписки. И вот мы стали ждать. Мы же не знали, что его уже не было. Таким образом в 7 лет мне кое-что рассказали, но я не всё поняла тогда и только позже всё это стало всплывать в памяти.

А потом, после Ежова, был Берия, который провёл частичную амнистию. В эту кампанию попал мой дядя, который вернулся домой. В это время к нам пришёл железнодорожник (работник Кировской, ныне Октябрьской ж. д.) и сказал, что он сидел в одной камере с папой. Он очень хорошо говорил о папе, говорил, что папа подавал пример мужества и стойкости. Он рассказал, как папу приволакивали без сознания с допросов. Тогда все, кто был в камере, старались привести его в чувство: лили воду на голову. А когда папа приходил в сознание, он снимал брюки и клал их под матрас, чтобы оставались стрелки.

Папе было 32 года, а все передние зубы ему выбили на допросах.
Потом началась война. В нашей семье была одна рабочая – мама. А нас было двое и бабушка-иждивенка. Поэтому в октябре 1942 г. по Дороге жизни нас почти насильно эвакуировали. А когда вернулись, наша квартира со всем содержимым оказалась занята. И вот начались новые мытарства.
После 1958 г., когда папу посмертно реабилитировали, мы смогли не скрывать о судьбе своего отца.

Варвара Сергеевна Филимошкина,
С.-Петербург

Сергей Петрович Зброжек расстрелян в ночь на 21 сентября 1938 г. «Судили» его с 21-45 до 22-00 в день накануне расстрела. Всего в эту ночь по приговорам Выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян 61 человек. Все помянуты в данном томе. – Ред.