ФЁДОР НИКОЛАЕВИЧ ЗАХАРЧЕНКО
В 10-м томе «Ленинградского мартиролога» помянут начальник военного спецстроительства УВСР-462 Фёдор Николаевич Захарченко, расстрелянный в Хабаровске 27 мая 1938 г. В короткой справке написано, что перед арестом он был сантехником. Людей часто увольняли перед арестом или переводили на другие должности, обычно с понижением. Но в случае с Захарченко это не верно. Сантехником Захарченко назван в 1-м томе Хабаровской Книги памяти «Хотелось бы всех поимённо назвать».
Дочь Захарченко, Ираида Фёдоровна Барташевич, обратилась в архив УФСБ по Хабаровскому краю и получила справку от том, что, согласно архивно-следственному делу, её отец работал начальником УВСР-462 до самого ареста, а его специальность в следственном деле была записана как «техник сантехработ».
Второе уточнение касается фотографии, ошибочно помещённой в 10-м томе «Ленинградского мартиролога». На фото изображена семья Апушкиных: Всеволод Борисович, Надежда Степановна и их дочь Татьяна (см. об Апушкиных в воспоминаниях Ираиды Фёдоровны Захарченко в 10-м томе).
В данном томе «Ленинградского мартиролога» мы помещаем фото Фёдора Николаевича Захарченко с дочерью (см. ил. 25).
А вот одно из сохранившихся писем нашего героя (пунктуация поправлена):
г. Ленинград, 48, Васильевский Остров, 14-я линия, д. № 45, кв. 33, Захарченко Вере Михайловне.
ДВК. ст. Лазо. 24. 9. 36 г.
Здравствуй милая мамочка! И ребятки, привет большой Маше, и как её и всех вас здоровье? Верулька! о делах я тебе писал, могу добавить, что сейчас на сон остаётся 4–5 часов. Живу в доме барачного типа, половину которого приспособлено под общежитие для рабочих-одиночек и половину для семейных рабочих, в последней я и живу. Питаюсь исключительно в столовых, т. к. домой купить нечего и негде. Кормят в столовых: в одной плохо, в других 2х (на площадках) немного лучше, но жить пока что можно. Сегодня выходной, но люди у меня работают (горячка!), а сегодня утром не сумел попасть на работу, т. к. с вечера почувствовал себя плохо и сейчас не особенно важно. Сейчас 12 час. дня, собираюсь на площадку – необходимо самому досмотреть! Чувствую, что ходить могу. 10.9 попал верхом под ливень и явился домой в дым мокрый, быстро переоделся и опять на работу, очевидно это дало себя знать. Верулинька! С нового места послал тебе 2 письма и 1 открытку, от тебя получил 4 письма и одно от Ирульки. За что бесконечно вам благодарен. Верулька! Я очень рад за ваши мелкие дела, о которых ты подробно пишешь, и радуюсь тому, что хоть вы-то живёте по человечески, чего я не имею. Верулинька! Пиши, пожалуйста, чаще и больше, т. к. мне это здесь доставляет большую и единственную радость, читать по нескольку раз ваши письма и быть спокойным за вас. Бельё мне стирает жена одного рабочего, не так, конечно, как дома, но всё-таки стирает. Ну, будьте здоровеньки. Крепко, крепко вас обнимаю и целую, ваш папка – Федя.
Привет! Зое, Тамурке, Жене, Лёле, Вале.
Верулька! не забудь конвертов!
Письмо послано со станции Лазо на Дальнем Востоке, с нового места службы. Приветы Фёдор Николаевич передаёт родным своей жены. Замечательный специалист, видно, как горячо любил свою семью и своё непростое дело.
В Списке лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда Союза ССР по Дальне-Восточному краю и утверждённом Сталиным и Молотовым 9 февраля 1938 г., Захарченко значится 206-м из 713.
А. Разумов