ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЗАФТ
Я, Судакова Валентина Владимировна, дочь Зафт Владимира Ивановича, несправедливо осуждённого и расстрелянного 28 июня 1938 г. Мне было три с половиной года, ввиду малого возраста папу не помню. Сохранились воспоминания его тёплых рук, когда он подбрасывал меня вверх. Очень запомнились прогулки по вечернему Ленинграду в зимнее время. Большие горки снега, с которых мои братья катались на санках.
Со слов мамы знаю, что он был очень хорошим мужем и другом и очень хорошим отцом для своих детей – нас было трое: я и два брата старших. Из воспоминаний моего дяди (брат мамы, который работал вместе с отцом) знаю, что все праздники проводили вместе, папа хорошо играл на гитаре и очень хорошо пел, особенно эстонские песни.
В детские и школьные годы мне всегда не хватало папы. Мы с мамой не переставали надеяться на то, что наш папа вернётся и мы вновь будем жить счастливо, но этого не случилось. Все трудности военной и послевоенной жизни легли на плечи моей мамы, которую даже не принимали на работу из-за того, что она жена «врага народа». По этой причине нас лишили жилплощади в Ленинграде. Маму отправили во время войны на оборонные работы, а когда вернулась, жильё наше было занято. В ЖЭКе, куда она обратилась, ответили, что она жена «врага народа», уезжай куда хочешь.
Чтобы поступить в учебное заведение, мне приходилось умалчивать о своём отце, что было очень больно. Первые сведения об отце, что он был невинно осуждён, я получила в 1959 г. Сообщалось, что он умер 21 октября 1943 г. от гипертонических болезней. Я обратилась некоторое время спустя в Большой дом, чтобы узнать место захоронения отца, и мне выдали новое свидетельство о смерти, где указывалось, что он расстрелян в Ленинграде 28 июня 1938 г.
Фото дедушки не сохранилось. Как говорила мама, мой старший сын очень похож на дедушку, а младшего сына мы назвали в честь дедушки Владимиром.
Валентина Владимировна Судакова,
С.-Петербург
Слесарь артели им. Максима Горького Владимир Иванович Зафт расстрелян по так называемому Списку «Эстонцы» № 25. В предписании на расстрел значится 2-м из 59 приговорённых к высшей мере наказания. Все они считаются расстрелянными 28 июня 1938 г. и помянуты в 10-м томе «Ленинградского мартиролога». Возможное место погребения – Левашовское мемориальное кладбище. – Ред.