СТЕПАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАСКИН
Мой двоюродный дедушка, Паскин Степан Александрович, родился 19 марта 1880 г. в имении Шишково-Дубово Бежецкого уезда Тверской губернии. Его отец, потомственный дворянин Александр Степанович Паскин (1846–1914), дослужился до чина действительного статского советника, был предводителем дворянства Тверской губернии, членом Государственной Думы и знаменит как виртуоз игры на балалайке. Степан был пятым ребёнком, а всего в семье было семеро детей: пять девочек и два мальчика. Оба брата, Степан и Александр, получили высшее военное образование и стали капитанами 1-го ранга.
Степан Александрович был женат на Людмиле Евгеньевне де Росси, родившейся также в 1880 г. в Тверской губернии. Это была семья, построенная на взаимоуважении, любви и доверии. Дом был открыт для всех. Постоянно обитали многочисленные племянники, которые приводили своих друзей-сокурсников. Все находили здесь кров и еду. Но эту семью постигло несчастье – смерть единственного малолетнего сына.
Александр Александрович впоследствии преподавал в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе, им написан учебник по лоции, по которому учился и мой брат, Основский Николай Серафимович.
Брат говорил мне, что дедушка Степан Александрович вместе с Дыбенко привёл корабли Балтийского флота в Кронштадт во время Ледового похода после революции.
Но в 1937 г. дедушке было уже 57 лет, и он работал бухгалтером счётной конторы Дзержинского райжилсоюза. Арестовали его 4 ноября 1937 г., а 20 декабря 1937 г. он уже был расстрелян. Супруга его, Людмила Евгеньевна, была выслана в Кустанай.
К сожалению, это и есть те скудные сведения, которыми я располагаю. В семье боялись говорить о происшедшем. Я пыталась узнать что-либо побольше из биографии Степана Александровича. Хотела познакомиться с его архивно-следственным делом, но мне отказали, т. к. документов, подтверждающих родство, у меня нет. Прямых наследников у Степана Александровича тоже нет. Хранятся у меня только его некоторые личные вещи и фотографии. Степан Александрович – родной брат моей родной бабушки, Елизаветы Александровны Паскиной (в замужестве Синицыной). Бабушка жила в Симферополе, у неё были сын Александр, дочери Людмила (моя будущая мама) и Мария. Александр Феофилович Синицын работал инженером Крымской ГЭС, был репрессиован после войны, осуждён и умер где-то на этапе.
Моя тётя, Мария Теофиловна Бровченко, и её муж, Бровченко Павел Кузьмич, долго пытались получить сведения о его судьбе. Наконец им сказали, что он сослан на 10 лет без права переписки.
В 2009 г. мне выдали справку по делу Степана Александровича и выдали справку о реабилитации его супруги Людмилы Евгеньевны.
Людмила Серафимовна Основская,
С.-Петербург
Степан Александрович Паскин расстрелян по так называемому Списку № 1 шпионов – членов Российского общевоинского союза. В предписании на расстрел значится 20-м из 100 приговорённых к высшей мере наказания. Все считаются расстрелянными 20 декабря 1937 г. и помянуты в 4-м томе «Ленинградского мартиролога». – Ред.