Новочадов Владимир Семенович

Новочадов Владимир Семенович, 1881 г. р., уроженец д. Носины Шацкого р-на Воронежской обл., русский, беспартийный, делопроизводитель канцелярии Лен. епархии, проживал: г. Ленинград, пр. Володарского, д. 30, кв. 22. Арестован 18 октября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 15 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8; 58-6-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 20 декабря 1937 г.


В. С. НОВОЧАДОВ – АВТОР СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

20 декабря 1937 года в Ленинграде, в так называемом Большом доме на Литейном проспекте был расстрелян учёный-богослов Владимир Семёнович Новочадов. Выпускник Московской Духовной Академии, кандидат богословских наук (по неподтверждённым сведениям, магистр богословия), В. С. Новочадов является автором уникального одиннадцатитомного труда. Им составлена Святоотеческая энциклопедия, которая до настоящего времени существует в рукописи и известна лишь узкому кругу специалистов.

Владимир Семёнович Новочадов родился 15/28 марта 1881 года в селе Носины Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1901 году он окончил Тамбовскую семинарию и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию, которую закончил со званием кандидата богословия в 1905 году. Он был направлен в Оренбургскую духовную семинарию, где преподавал гомилетику и языки – французский и древнееврейский. Кроме того, он исполнял обязанности казначея Оренбургского отдела Императорского Палестинского общества.

Вероятно, уже тогда зародилась у Владимира Семёновича мысль о создании Святоотеческой энциклопедии. После переезда в Петербург он приступил к осуществлению своего грандиозного замысла. Но материалов явно недоставало, и В. С. Новочадов сменил жизнь кабинетного учёного на жизнь странствующего богослова. Он путешествует по городам и весям родной земли, разыскивая неизвестные оригинальные тексты и русские переводы творений Святых Отцов в старинных монастырях, публичных городских библиотеках и в частных собраниях. Затем В. С. Новочадов отправляется на Святую Землю. Его цель – ознакомиться с древнейшими манускриптами Палестины, соседнего Ливана, Сирии. Вернувшись в Россию, он принимается за составление своего многотомного труда, делает на отдельных карточках бесчисленные выписки из творений Святых Отцов. Работу над Святоотеческой энциклопедией не могут уже прервать ни революции, ни гражданская война, ни голод, ни бедность, ни начавшиеся гонения на Церковь.

В начале 1920-х годов В. С. Новочадов познакомился с жительницей Пскова, выпускницей Псковского епархиального училища, Натальей Васильевной Шелковой. Она была регентом хора псковской Ильинской церкви. «Неутомимой труженицей на ниве Христовой», «нелицеприятной служительницей Христовой Церкви» называли её позже известные священники. В конце 1925 года В. С. Новочадов и Н. В. Шелкова обвенчались. Супруги поселились в квартире на Литейном, которая представляла собой многонаселенную коммуналку (кроме Новочадовых, там жило еще пять семей). Комната Новочадовых, площадью в 45 кв. метров, походила на лабиринт из-за множества шкафов и стеллажей с книгами. Однако Новочадовы прожили вместе всего полгода. Тяжело заболела мать Натальи Васильевны, жившая в Пскове, без присмотра остались младшие сёстры и братья. Наталья Васильевна уехала в родной город, как казалось ей, ненадолго. Но она вынуждена была работать, чтобы содержать семью. Несмотря на рождение дочери и большую занятость, Наталья Васильевна снова руководила певчими в той же Ильинской церкви. После закрытия церкви Наталья Васильевна со своим хором переходила из храма в храм. Наступило время, когда в Пскове осталась одна-единственная церковь, где ещё совершалось богослужение. Как-то раз певчие пришли к службе и узнали, что священник храма арестован. И этот храм вскоре был закрыт.

Повсеместно шли аресты. Священнослужителей арестовывали только за их принадлежность к Церкви. Вместе с ними арестовывали и мирян, проходивших в следственных делах как «активные церковники». Это могли быть члены церковных советов, певчие, церковные сторожа, обыкновенные прихожане. Единственной их виною было исповедание христианской веры. Гонения на верующих, организованные безбожной властью, более всего напоминали гонения на первых христиан, имевшие место две тысячи лет тому назад. Только не травля дикими зверями и не четвертование, а расстрел в тюремных подвалах или на специальных полигонах ждали тех, кто не отрекался от веры.

Был арестован брат Новочадова, священник Сергий, служивший в храме г. Егорьевска Московской области (он пропал, судьба его неизвестна). Неизвестна судьба и второго брата Новочадова, протодиакона Димитрия. В первый раз он был арестован в 1922 году и провел три года заключения на Соловках. В начале 1930-х годов он был арестован в Москве, где служил протодиаконом при митрополите Сергии (Страгородском) и снова сослан на три года. Дальнейших сведений о протодиаконе Димитрии Новочадове не имеется.

Супруги Новочадовы по-прежнему жили в разлуке. Наталья Васильевна не смогла оставить больную мать и в 1930 году посчитала необходимым оформить развод с мужем, взяв прежнюю свою фамилию. Может быть, только это и спасло её от неминуемого ареста. Имя Н. В. Шелковой не фигурирует в следственном деле В. С. Новочадова; на допросах 1937 года он не назвал её в числе своих родственников. Конечно, официальный развод для таких глубоко верующих людей, какими были В. С. Новочадов и Н. В. Шелкова, был пустой формальностью. Оба они сохранили верность церковному браку до конца своих дней.

В предшествовавшие аресту годы Новочадов занимал малоприметную должность делопроизводителя канцелярии Ленинградской епархии. На его иждивении были старушка-мать и четырнадцатилетний племянник. Чтобы содержать близких, Владимир Семёнович, несмотря на плохое здоровье (к пятидесяти годам он имел инвалидность), подрабатывал счетоводом в местном ЖАКТе.

В условиях небывалых гонений на Церковь шла к завершению работа Новочадова над составлением Святоотеческой энциклопедии.

К осени 1937 года монументальный труд был почти окончен. Учёный завершал одиннадцатый дополнительный том, – алфавитный справочник-путеводитель по энциклопедии. Многолетняя титаническая работа учёного оборвалась на понятии святыня.

В ночь с 17 на 18 октября 1937 года В. С. Новочадов был арестован. В протоколе обыска сообщается, что «изъято 45 фотографий и разная переписка,.. опечатана библиотека, хранящаяся в шкафах».

В Ленинграде жил брат жены В. С. Новочадова Николай Васильевич Шелков. Он был музыкант, впоследствии стал доцентом Ленинградской консерватории, преподавал на дирижерско-хоровом факультете. Шелков часто заходил к Новочадову, с интересом следил, как продвигалась его работа. Узнав об аресте Владимира Семёновича, Шелков поспешил в дом к Новочадовым. В комнате Шелков увидел следы погрома. Весь пол был усеян тысячами карточек с рабочими выписками для энциклопедии. В одном из опечатанных книжных шкафов за стеклом стояли все одиннадцать её томов в самодельных переплётах. Шелков вскрыл опечатанный книжный шкаф и вынул рукопись. Затем он как мог пристроил печать Нквд на прежнее место и унес книги домой. Так, буквально рискуя жизнью, этот человек спас бесценную рукопись. Приехавшие через какое-то время чекисты конфисковали уникальную библиотеку В. С. Новочадова, все его бумаги и черновики, не заметив, к счастью, нарушенной печати и пропажи десятка книг. (Рукопись хранилась у Шелковых в течение нескольких десятилетий. Они сумели сберечь ее и во время войны – в дни Ленинградской блокады.)

После ареста В. С. Новочадов был помещён в тюрьму ГУГБ Ленинграда. Собственноручно написанные несколько строк в конце первого допроса (обычная запись о том, что показания записаны правильно и прочитаны обвиняемому) красноречиво свидетельствуют, как именно проходил допрос. В едва нацарапанных вкривь и вкось каракулях почти невозможно узнать каллиграфический почерк Новочадова, которым исписаны тысячи страниц его рукописи.

Второй, так называемый «признательный» (т. е. с признанием собственной вины) протокол допроса был оформлен 27 ноября. В. С. Новочадов и проходящие в деле: священник польского происхождения Николай Стихий, председатель церковной двадцатки К. Г. Ситнов (умер во время следствия в тюрьме), член двадцатки Збутович, священник Чистосердов – обвинялись не как «активные церковники», а как «участники польской шпионской диверсионно-террористической организации» (никого из них не называл Новочадов в числе своих знакомых на первом допросе). Бредовое сочинительство следователей – все эти явки, вербовки, сборища – не имеют ничего общего с подследственными и не несут никакой информации о них. Но подпись Владимира Семеновича стоит под всеми листами протокола допроса. Из дела ясно, что во время следствия В. С. Новочадов не проронил ни слова о своём подвижническом труде. Между тем следствием руководил один из известных палачей, питавший особый интерес к церковным делам, – начальник 4-го отдела УНКВД ЛО капитан ГБ Г. Г. Карпов.

2 декабря было готово Обвинительное заключение.

В списке арестованных «польских шпионов, диверсантов, вредителей и террористов, участников польской военной организации «ПОВ», в отношении которых возбуждено ходатайство о применении к ним высшей меры наказания» (Список польских шпионов № 47), В. С. Новочадов значится под № 76. Всего же в этом списке, утверждённом областной «двойкой»: начальником УНКВД ЛО Заковским и прокурором Позерном, а потом и главной, Московской «двойкой» – Ежовым и Вышинским, было ровно сто человек.

20 декабря 1937 года их расстреляли.

Восьмидесятипятилетняя мать В. С. Новочадова писала письма в Главное управление лагерей, потом лично Сталину, прося ответить, где находится её сын и в чём его обвиняют. Через некоторое время родственникам сообщили, что заключенный В. С. Новочадов отбывает наказание в одном из исправительно-трудовых лагерей Дальнего Востока. Жена Новочадова, прожившая долгую жизнь, также не узнала правды о гибели мужа.

Наталья Васильевна Шелкова скончалась 21 марта 1985 года и была похоронена на псковском кладбище Орлецы-2. Лишь через 10 лет после ее кончины семье стало известно о расстреле В. С. Новочадова и о том, что останки его в числе останков десятков тысяч других расстрелянных скорее всего лежат в земле Левашовской пустоши. Близкими его было заказано отпевание («аще не отпет») в Казанской церкви Новодевичьего монастыря в Петербурге. Священник, совершавший отпевание, посоветовал не отвозить освященную землю в Левашово, а опустить её в могилу близкого человека. Поэтому земля была переправлена в Псков и положена в могилу Натальи Васильевны Шелковой.

 

в 1957 году Н. В. Шелков, у которого с 1937 года хранилась рукопись В. С. Новочадова, написал письмо Его Святейшеству Патриарху Алексию I и получил ответ, в котором Патриарх писал, что хорошо знал и помнит В. С. Новочадова по годам учёбы в Московской Духовной Академии и изъявлял желание ознакомиться с его рукописью по приезде в Ленинград. Но в связи с болезнью Патриарха его служебная поездка к ленинградскому митрополиту была отменена; встреча не состоялась.

Не раз ещё родные В. С. Новочадова пытались заинтересовать церковные власти многотомной Святоотеческой энциклопедией: в 1990 году снова писали в Московскую Патриархию, показывали рукопись в С.-Петербургской Духовной Академии, сообщали о ней в С.-Петербургскую епархию в 1998 году.

Наконец, год назад родственники Владимира Семёновича послали подробное описание рукописи, копии её фрагментов и другие сопроводительные документы в Москву, в Русский общественный фонд Александра Солженицына. Оттуда необыкновенные сведения были переданы в Московский Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, который взял на себя труд подготовить рукопись к изданию и осуществить её публикацию.

 

Составление Святоотеческой энциклопедии было делом всей жизни Владимира Семёновича. Он работал над ней один, без помощников в течение почти тридцати лет – вплоть до дня своего ареста в 1937 году и в целом закончил работу. В десяти томах рукописи содержатся, в выписках, труды Святых Учителей Церкви – от апостольских времён до начала XX века. Представлены труды свыше ста сорока авторов; среди них те, что были переведены на славянский язык несколько столетий назад, а затем неоднократно переписывались, вновь переводились на русский язык и переиздавались, и те, что были изданы однажды, фрагментарно в каких-либо специальных журналах или в отдельных епархиальных листках, затерянных в монастырских и городских библиотеках и практически уже недоступных для ознакомления с ними.

В энциклопедии В. С. Новочадова приведены выписки также из Постановлений Апостольских, Патериков, Достопамятных сказаний. Тома 7-й, 8-й и 10-й полностью представлены текстами из трудов русских святых, что придает особую ценность и полноту Святоотеческому собранию. На все приводимые материалы даны точные библиографические ссылки. В десяти томах, на 7062 страницах находятся 12579 выписок. Одиннадцатый том представляет собой алфавитный перечень богословских понятий и выражений, обобщающий материалы Святоотеческой энциклопедии по важнейшим темам; этот дополнительный том содержит ссылки на определенный том и номер выписки (с кратким её содержанием), являясь, таким образом, смысловым справочником-путеводителем по всей энциклопедии. Для некоторых слов и понятий приведено множество выписок, например, для понятия молитва приведено более шестисот выписок, принадлежащих шестидесяти трём авторам, жившим с I по XX век; для понятия милость – около ста тридцати фрагментов, понятия грех – свыше ста и т. д.

Уникальность труда Новочадова состоит в том, что он собрал в единый свод, в выписках, иногда кратких, иногда довольно обширных, творения Святых Отцов, представив их в преемственности, непрерывности и, говоря словами знатока святоотеческой литературы профессора Н. Н. Глубоковского, «взаимном согласии в ходе исторического раскрытия церковного предания»*. Подобные фундаментальные работы предпринимались до этого на Западе, но в России труд Новочадова, по мнению богословов, ознакомившихся с ним, не имеет аналогий.

Жизнь В. С. Новочадова, до последнего дыхания отданную Богу и Церкви, можно назвать христианским подвигом. Свята мученическая кончина убиенного и свята память о нем. Наш долг по отношению к одному из подвижников и мучеников уходящего XX века заключается в том, чтобы бесценный труд его сделать достоянием всех, кто нуждается в нем.

Лидия Алексеевна Головкова, г. Москва

Фото предоставила дочь В. С. Новочадова.