Доброхотова Александра Ивановна

Доброхотова Александра Ивановна, 1886 г. р., уроженка г. Москва, русская, беспартийная, библиограф Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, проживала: г. Ленинград, ул. Пестеля, д. 14, кв. 72. Арестована 20 апреля 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 декабря 1937 г. приговорена по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстреляна в г. Ленинград 14 декабря 1937 г.


«ГОРЯЧИЙ ПРИВЕТ АЛЕКСАНДРЕ ИВАНОВНЕ»

Так 17 сентября 1922 г., за пять дней до высылки из Советской России писал бывший профессор социологии Петроградского университета Питирим Александрович Сорокин председателю кооперативного книгоиздательства «Колос» Ферапонту Ивановичу Седенко (Витязеву).

Александра Ивановна – это ответственный секретарь правления издательства «Колос» А. И. Доброхотова. «Колос» готовил тогда к публикации рукопись книги П. А. Сорокина «Голод как фактор», основанной на результатах его исследований, проведенных зимой 1921 г. в голодающих районах Поволжья и Центральной России. Книга после высылки Сорокина была уничтожена большевиками уже в наборе. Сохранилось только семнадцать печатных листов (чуть больше половины общего объема книги) в нескольких экземплярах. Один из них ныне находится в Российской государственной библиотеке в Москве. С 1923 г. П. А. Сорокин жил в США. В 1930 г. стал гражданином США. Он выдающийся социолог и мыслитель XX века. Счастливая судьба.

Десятки и сотни друзей и коллег Сорокина, оставшихся в России, были расстреляны, в их числе и А. И. Доброхотова. Установить их судьбы – задача в нынешней России нелегкая, но медленно и с трудом эта работа ведется. Сведения об А. И. Доброхотовой немногочисленны. О ней упоминает в своих «Воспоминаниях» Анастасия Цветаева. (М., 1995. С. 121–124). Из анкеты, хранящейся в ее личном деле в архиве Российской национальной библиотеки в С.-Петербурге, известно, что она родилась в 1886 г. в Москве, знала французский и немецкий языки, имела профессию библиотекаря-библиографа.

После ареста и короткого следствия, в июне 1937 г. А. И. Доброхотову вместе с несколькими другими арестованными этапировали в Архангельск. Там ее как бывшего члена партии социалистов-революционеров пытались привлечь к делу «контрреволюционной эсеровской организации». По версии чекистов, бывший лидер левых эсеров
Б. Д. Камков, отбывавший ссылку в Архангельске, организовал там «Северный областной комитет» эсеров для борьбы с Советской властью.

Как развивались события дальше, более подробно удалось проследить по материалам одного из чекистских «дел», копия которого ныне хранится в архиве Книги памяти «Ленинградский мартиролог» (РНБ). Во второй половине сентября 1937 г. дело на А. И. Доброхотову, М. Я. и Р. Л. Богорад и Д. Э. Верховскую выделили в самостоятельное производство, и арестованных отправили обратно в Ленинград. В ноябре по их делу было утверждено обвинительное заключение. Всех четверых обвинили в том, что они являлись участниками антисоветской эсеровской организации. Роль «инициатора контрреволюционных сборищ» отводилась М. Я. Богораду (член партии социалистов-революционеров с дореволюционным стажем, в 1922 г. высылался в Киргизский край). До ареста М. Я. Богорад работал зубным врачом в Тихвине. Там же работала акушеркой его жена, Раиса Лазаревна. Третья обвиняемая, Д. Э. Верховская (ее брат уже был осужден за контрреволюционную деятельность), служила бухгалтером в экспедиционно-складском секторе Партиздата. Конкретно А. И. Доброхотову обвиняли в том, что она «...являлась участницей антисоветской эсеровской организации, принимала активное участие на нелегальных сборищах в обсуждении с контрреволюционных позиций проводимые мероприятия ВКП(б) и сов. правительства, одобряла убийство С. М. Кирова...»

10 декабря 1937 г. Особая тройка УНКВД по Ленинградской области приговорила их к расстрелу. 14 декабря их расстреляли.

Есть предположение, что Ф. И. Седенко незадолго до своего ареста передал часть своего огромного архива А. И. Доброхотовой. Если это так, и архив где-то сохранился, то помимо материалов П. А. Сорокина, там должны находиться многочисленные документы по истории и культуре России. Было бы хорошо найти эти бесценные материалы. Хотя, судя по материалам расстрельного дела А. И. Доброхотовой, она впервые арестовывалась «органами» еще в 1930 г.

Юрий Всеволодович Дойков, г. Архангельск

 

О деле Доброхотовой см. также:

Дойков Ю. Большой террор в Архангельске // Русская мысль. Париж, 1996. № 4110, 25–31 янв. С. 17–18.

Анатолий Разумов