Гуков Петр Дмитриевич

Гуков Петр Дмитриевич, 1881 г. р., уроженец с. Ефремово-Степаново Каменского у. Донской обл., русский, член ВКП(б) в 1930-1936 гг., осмотрщик поездов 5-го вагонного участка Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Николаевский пос., Павловская ул., д. 88, кв. 2. Арестован 3 ноября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 декабря 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 декабря 1937 г. (Справка уточнена.)


ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ ГУКОВ

Мой дед, потомственный казак, родился в 1881 г. в Ефремово-Степановской слободе и вырос в привольных степях Донской области (по-старому Области войска Донского). Огромного роста (2 метра 5 сантиметров), со стройной осанкой уверенного в себе человека, с ясными серыми глазами и светло-русой чуть вьющейся шевелюрой, он был призван в 1902 г. в Лейбгвардии Конно-Гренадерский полк. Их часть была направлена на охрану Николаевской железной дороги, с которой оказалась связана и вся его последующая жизнь.

Охраняя железнодорожный мост через реку Волхов, Пётр Дмитриевич познакомился на одной из сельских посиделок со своей будущей женой, красавицей Анастасией Живиловой, которой тогда только-только исполнилось 17 лет. Это была любовь с первого взгляда. Свадьба (1906 г.), рождение четырёх детей (трёх дочерей и сына), нелёгкая трудовая жизнь сопровождались нежной дружбой и взаимопониманием.

Поселились Гуковы близ Петербурга на станции Фарфоровский Пост, в посёлке Николаевском (позднее переименованном в посёлок имени Шаумяна). Снимали в деревянном двухэтажном доме на первом этаже квартиру из трёх комнат. Петра Дмитриевича вскоре избрали председателем Поселкового совета, и он честно и добросовестно выполнял свои обязанности. Его младшая дочь Лидия Петровна Боярская вспоминает, как в голодное время отцу было поручено раздать жителям посёлка присланный с Украины жмых. Домой он пришёл с пустыми руками и со словами «Настя, прости, нам не хватило», а в семье было четверо маленьких ребятишек.

Работал Гуков на станции Ленинград-Сортировочная Октябрьской железной дороги осмотрщиком поездов 5-го вагонного участка. В 1930 г. вступил в ряды ВКП(б), закончил Высшую партшколу, был избран депутатом Володарского райисполкома. Целые дни проводил на работе, а вечерами, чтобы прокормить семью, трудился на небольшом клочке земли в 5 соток. Его трудолюбивые руки создали уютный уголок с фруктовыми деревьями, душистыми цветами, овощами и зарослями зелёного горошка. Любили этот уголок и свои, и соседские ребятишки.

Пётр Дмитриевич успел побывать на свадьбе только одной своей дочери – Зинуши, моей мамы, и приласкать только одну свою внучку. Мне было 2–3 года, я запомнила только большие нежные руки, которые любили меня гладить, да сказку про горошину, которая выросла такая большая и сильная, что смогла прорвать крышу дома и увидеть свет.

Депутат Володарского райсовета, активист Октябрьской железной дороги, портрет которого не сходил с Доски почёта, рационализатор – автор большого числа интересных предложений, человек, который горячо любил свою страну, таким Пётр Дмитриевич Гуков встретил 1937 год. Арестован он был дома в ночь на 3 ноября 1937 г. Затем 15 декабря 1937 года Особой тройкой УНКВД ЛО приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 18 декабря 1937 г. (Свидетельство о смерти IV–АК № 449914 от 3 апреля 1961 г., выданное Невским ЗАГСом Ленинграда). Его жена Анастасия Михайловна была выслана в Вышний Волочок, где прожила много лет. Дети разъехались кто куда. Семья перестала существовать.

Но для детей Пётр Дмитриевич был примером, по которому они равнялись всю свою жизнь. Теперь у него 8 внуков, 13 правнуков.

Людмила Ивановна Гурская, С.-Петербург

Справку о Петре Дмитриевиче Гукове см. в 4-м томе «Ленинградского мартиролога».