МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ ЯВОРСКИЙ
Мой дед, Михаил Семёнович Яворский, родился в семье протоиерея Симеона Лавровича Яворского (ум. в 1920 г.) и матушки Марии Александровны (ум. в 1912 г.) в селе Собчино Семёновского уезда Нижегородской губернии 23 октября 1888 г., в воскресенье.
В Уфимской духовной семинарии в 1912 г. он записан третьим среди окончивших её по 1-му разряду. Сохранилось фото Михаила Яворского в семинарской форме с родителями. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в апреле 1916 г. с хорошими оценками. Изучил на «пять» греческий и немецкий языки, археологию, ведь одновременно учился и окончил в ноябре 1916 г. двухгодичный Археологический институт.
Во время учёбы принимал деятельное участие в устройстве лекций и бесед на фабриках и заводах (Обуховский завод, Спасо-Петровская фабрика, Пороховые заводы, завод Кебке и др.), а во время войны и в лазаретах. В одном из писем о. Михаил вспоминал: «В бытность свою студентом Академии начальством её за свои общения с рабочими занесён был в число неблагонадёжных и на последнем курсе даже лишён был стипендии, коей пользовался по конкурсу со дня поступления в 1912 г. в Академию».
Кандидат богословия Михаил Яворский был рукоположен во диакона 25 марта, а в священники – 27 марта 1916 г., с причислением к Академическому храму. В сентябре 1916 г. он получил место священника в церкви Св. Великомученицы Екатерины, до января 1924 г. занимал должность священника-настоятеля и жил с семьёй на 1-й линии Васильевского острова, дом 40, квартира 6.
Согласно записи в метрической книге, 8 февраля 1916 г. Михаил Яворский был обвенчан в Казанском соборе с девицей Верой Философовной Орнатской, дочерью настоятеля Собора протоиерея Философа Николаевича Орнатского.
Впервые о. Михаил Яворский подвергался аресту в 1922 г., но был оправдан. Второй раз был арестован 4 февраля 1924 г. по делу Спасского братства. Приговорён к 3 годам лагерей. Отбывал срок на Соловках. Сохранилась фотография со штампом «Проверено ОГПУ». На фото он снят с двумя Верами, с супругой и дочерью. Его рукой надписано: «Соловки. 17-30. 09.1925. День Ангела. Дорогой моей, горячо любимой Верочке и миленькой Верунечке». Освобождён из заключения 26 июля 1927 г. По отбытии срока получил 3 года высылки.
Вот отзыв, как ни странно он звучит без контекста письма: «Соловки я отбыл и, должен сказать правду, весьма доволен, что пришлось побывать там… Если до Соловков я был наивным священником… Соловки заставили меня взглянуть на окружающих духовных собратьев». Речь идёт об обновленцах, движении, возникшем весной 1922 г. в виде реформаторских групп, таких, как «Живая церковь» и др.
С октября 1927 г. жил в качестве административно высланного в Малой Вишере и за отсутствием подходящей вакансии исполнял обязанности третьего псаломщика Николаевского собора. В течение двух с половиной лет вёл в Соборе религиозно-нравственные беседы. Сохранилось фото о. Михаила с дочерью Верой. Удивительный покой и достоинство на лицах. Подпись: «1929 – Малая Вишера».
29 января 1930 г. был арестован по обвинению в «контрреволюции». Состоялись допросы в Малой Вишере 29 января, 15 февраля днём и вечером, в Чудове 16 февраля. После двухнедельного пребывания в Чудове о. Михаила вместе с отцом настоятелем Николаевского собора отвезли в Новгород, где 20 февраля был произведён последний допрос.
Тройка ПП ОГПУ 11 марта 1930 г. осудила его заочно на 10 лет концлагеря по статье 58-10 за «проповеди антисоветского содержания и распространение провокационных слухов о преследовании сов. властью духовенства».
Из письма-заявления о. Михаила: «Усилившиеся в связи с нервным состоянием желудочные боли ещё в Чудове, в Новгороде уложили меня в постель сразу по прибытии, и я уже 19.02 был положен в Лазарет Новгородского домзака… Следствием этого последнего допроса (20.02 ночью) было то, что я месяц провёл в лазарете в постели и две недели затем на койке в общей камере 4-го отд. след. Новгородского домзака, пока 20 апреля 1930 г. вечером мне не было объявлено о ссылке на 10 лет в концлагерь в Архангельске и этапом я был отправлен в 1-й Ленинградский домзак, откуда на другой день по прибытии меня на носилках без сознания принесли в лазарет, где я и нахожусь по настоящее время». «В течение этих 4 с половиной месяцев мне была произведена операция аппендицита, кою я едва перенёс».
Уже будучи очень больным человеком, о. Михаил по этапу с личным делом (Я-1871) и 2-й категорией трудоспособности 19 января 1931 г. прибыл в лагерь и заполнил учётно-статистическую карточку Управления Беломорско-Балтийских исправительных лагерей ОГПУ. Конец срока заключения – 30 января 1940 г.
На 1 января 1934 г. ему было зачтено 177 рабочих дней. Конец срока на 1 апреля 1934 г. значился как 26 февраля 1939 г.
Как и на всякого заключённого, на него собирали компромат. В 1937 г., когда в лагерях выполняли расстрельные планы, компромат пригодился.
Из «Характеристики» (орфография подлинника): «З/к Яворский работал в фин. отделе счетоводом. К порученной работе относился халатно. Поведение в быту плохое. С окружающими малоразговорчив. Настроен антисовецки. Неоднократно высказывал в бараке свой неудовольствий к советской власти, в культмассовой работе участия не принимал и не желал принимать».
Из Справки по делу № 6592 на заключённого Яворского Михаила Семеновича: «Отбывая МСЗ в ББЛАГе НКВД (прибыл в 1931 г.) с момента прибытия тесно связался с заключёнными, осуждёнными по к-р статьям и бывшими служителями религиозного культа, вместе с последними посещал церковь в с. Лумбуши, а также среди заключённых занимался совершением религиозных обрядов. Работая в финотделе ББК НКВД в должности счетовода, во время служебных обязанностей занимался нелегальным переписыванием книг религиозного содержания (евангелие и др.). Находясь на 1-м лагпункте М-Горского КОЛП, среди остальной массы лагерников занимался антисоветской агитацией. Например, 1.09.1937 г., когда Яворский не вышел на поверку и у него потребовали объяснения, он демонстративно высказался: „Неужели мне всю жизнь придётся ходить на поверку, итак советская власть гноит много народу в лагере“. О рабочих Советского Союза говорит: „Рабочие, проживающие на воле, не лучше, чем заключённые. Они умирают с голода, а их заработок уходит на вычеты, займы и другие налоги“. Лагадминистрацией охарактеризован отрицательно».
Так в результате вышеизложенного и в соответствии с приказом НКВД № 409 дело № 6592 з/к Яворского Михаила Семёновича представили на рассмотрение Тройки НКВД Карельской АССР.
Тройка – нарком внутренних дел Карелии Карл Яковлевич Тенисон, член Карельского обкома ВКП(б) Михаил Дмитриевич Леонинок и Прокурор Карелии Георгий Степанович Михайлович – постановила: «Яворского Михаила Семёновича расстрелять».
Выписка из акта: «Постановление Тройки НКВД Карельской АССР от 20.09.1937 на з/к Яворского Михаила Семёновича – приведено в исполнение 28.09.2937 г. в 2 часа 10 мин.».
Очень тепло о человеке и священнике Михаиле Яворском отзывался в своих мемуарах А. Краснов-Левитин.
У о. Михаила и его супруги Веры Философовны было четверо детей: Вера (1917), Философ (1918), Екатерина (1922) и Сергей (1923). В автобиографии Веры Философовны, написанной после ареста о. Михаила, указано: «живу на помощь братьев и частные уроки». 19 марта 1929 г. она оформила фиктивный развод и 9 марта 1931 г. была восстановлена в избирательных правах.
В июле 1931 г. Вера Философовна поступила в больницу 5-летия Октябрьской Революции (теперь Институт переливания крови на 2-й Советской), где проработала до декабря 1938 г., потом заболела и уволилась. Возобновила работу в больнице с 15 мая 1941 г. и проработала старшей медсестрой, заведующей моечной до 3 января 1949 г., имея высшее педагогическое образование и окончив курсы сестёр военного времени при Кауфманской общине (Фонтанка, 143). Всю блокаду она была донором и сдала 16 литров крови, как и её дочь Вера. Обе были награждены знаком «Почётный донор СССР». Младшая дочь, Екатерина, ушла фельдшером на Зимнюю (Финскую) войну, была ранена, а затем снова призвана 16 января 1941 г. в действующую Красную армию. Встретила войну на государственной границе, партизанила, была ранена, была в плену. Младший сын, Сергей, был в Красной армии с 28 июля 1941 г. По окончании военного зенитного училища в 1943 г. офицер, воевал, ранен, попал в немецкие лагеря, затем в сталинские (с 1945 по июнь 1956 г.).
Сергей Михайлович Доброумов,
С.-Петербург
Священник Михаил Яворский расстрелян в «столице» Белбалтлага и Белбалткомбината Медвежьей Горе. Расстрелы проводились в 16 километрах от Медвежьей Горы по Повенецкому тракту, в урочище, где теперь мемориальное кладбище Сандармох. Там же в октябре и ноябре 1937 г. расстреляны 1111 соловецких узников, привезённых большим этапом во время спецоперации.
Палачом Яворского и соловецких заключённых значится начальник 5-го отделения 3-го отдела Белбалткомбината Иван Андреевич Бондаренко – известный садист. Впоследствии арестован и расстрелян.
Подробнее о расстрелах в Сандармохе см. в 8-м томе «Ленинградского мартиролога» очерк «Скорбный путь соловецких этапов. Продолжение поиска».
Карл Яковлевич Теннисон был арестован 28 апреля 1938 г. и этапирован в Москву. Умер в Бутырской тюрьме 10 сентября 1938 г.
Михаил Дмитриевич Леонинок арестован 20 июня 1938 г. Приговорён 16 ноября 1940 г. к расстрелу с заменой на 10 лет ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна.
Георгий Степанович Михайлович в 1939 г. был снят с должности. Дальнейшая судьба неизвестна. – Ред.