Михайлов Яков Михайлович

Михайлов Яков Михайлович, 1884 г. р., уроженец и житель д. Дретено Старорусского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, учитель Дретенской школы. Арестован 28 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 31 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 ноября 1937 г.


ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ МИХАЙЛОВ

Наша семья жила в деревне Дретено Старорусского района Новгородской области: отец, мать, Евдокия Никаноровна, три моих брата и я. Братья были меня старше. Борис на 11 лет, Алексей на 10 лет и младший, Александр, на 5 лет.

Отец работал учителем в начальной школе и мама тоже с ним вместе. С нами жила мамина сестра, вела наше хозяйство. У нас был огород, я помню, еще были две коровы, кур держали, свиней и даже свиноматку. При школе был школьный участок, была школьная лошадь. На школьном участке выращивали овощи. В основном на школьном участке работали с мамой и папой школьники. Тетя готовила на нашу семью и еще готовила для школьников. Для них были бесплатные обеды. Когда весной разливались реки, детям не попасть было домой и они даже какое-то время жили в школе. Для этого отец создавал все условия. Мама говорила, что он бесплатно 3 года работал счетоводом в колхозе. Потом одну корову сдал в колхоз и еще пуню (большущий сарай для сена). Отец вечно был чем-то занят. Или на огороде, или в дворе с животными, или тетради проверяет. Я уж точно не помню, мне, видимо, было 5 или 6 лет, когда отца с матерью премировали поездкой в Москву как учителей-отличников.

Отец очень нас любил, особенно меня. В 1937 году отца арестовали, мне было 8 лет.

Мы с ним даже не простились. Когда они с мамой поженились, дедушка им построил в огороде маленькую избушку. Эту избушку отец оставил как память и пристроил ее во дворе. В августе месяце там было сено, и мы ночевали в этой избушке. Я, младший брат и мама. А отец, брат и тетя спали в доме. Еще один брат был у друзей. Так отец не разрешил нас будить. Сказал, что это недоразумение и оно скоро выяснится, «я невиновен». Утром мы проснулись, а отца нет, тетушка вся заплаканная. Почему-то забрали альбом с фотографиями. Я помню что 2 дня не находила себе места, как будто все потеряла. Из нашей небольшой деревни увезли четырех той ночью на «черном вороне».

Мы стали дети «врага народа». Братья не смогли учиться где хотели. Старший лишь закончил педучилище, младший хотел быть летчиком, но детей «врага народа» не брали. С мамой боялись здороваться, ее избегали. Иной раз поздоровается женщина из деревни и скажет: «Никаноровна, говорят, тебя скоро снимут (уволят)». Младший брат Александр поступил в индустриальный техникум в Ленинграде. В 1941 году, когда началась война, он закончил техникум и добровольно ушел в народное ополчение Ленинграда. Погиб под Выборгом. Средний брат Алексей пришел с войны инвалидом, недавно умер. А старший был участником войны, сейчас ему 82-й год, живет в Старой Руссе.

Мама много раз узнавала о судьбе отца. Но ответ был один: «Осужден на 10 лет без права переписки, отправлен в дальние лагеря». Когда его реабилитировали и дали его зарплату за 2 месяца, мы с мамой не могли смотреть без слез на эти деньги.

Галина Яковлевна Васильева (Михайлова), С.-Петербург

Яков Михайлович Михайлов помянут в 3-м томе «Ленинградского мартиролога», а также в 1-м томе Книги памяти жертв политических репрессий Новгородской области (Новгород, 1993).

Анатолий Разумов