Изигкейт Эдуард Эдуардович

Изигкейт Эдуард Эдуардович, 1873 г. р. Место проживания: ул. Халтурина, д. 17, кв. 29. Дата смерти: 19 марта 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т. 12: Изычкейт.)


Справку уточнил Д. Б. Азиатцев 20.09.2020.

См. также:

Эдуард Эдуардович скончался в ночь на 19 марта 1942 г. «Утром 18 марта 1942 г. отец сказал нам, что видел вещий сон: за ним гнался тигр. Это означает, что его смерть близка. В тот день папа обратился к нам с такими словами: «Я верю, что все будет хорошо. А обо мне не что хлопочите. Сил у вас нет, потому опустите потом меня в прорубь Невы возле нашего дома». Мы слушали его слова, в глубине души считая, очень скоро и сами последуем за ним. Блокада продолжалась и конца ей не было видно. Около 12 часов ночи у отца началась агония. Мы сразу проснулись, мама встала и зажгла коптилку, но по совету тети Мани Вороновой, которая иногда у нас ночевала, вскоре ее погасила. Они решили, что отец уже потерял сознание. Я молила Бога o тoм, чтобы он облегчил его страдания. Просить помощи больше было не у кого. Уходил из жизни глава нашей большой «женской» семьи. Мама остановила «папины» часы на 00 часов 17 минут. Это были большие настенные часы фирмы «Мозер и K°», которые заводил только папа, становясь в болышой комнате на скамеечку. В ту ночь мама с тетей Маней одели отца и перенесли в нашу холодную квартиру. Вечером (23 марта 1942 г.) мама завернула отца в белую простынь и зашила ее вместе с подложенной под голову подушечкой, вышитой нами. Потом были собраны для нас двоих рюкзаки с бельем, ложкой, кружкой. Утром мама с тетей Маней отнесли отца по лестнице вниз и положили на детские саночки; мы с Лёлей ухватились за веревку и потянули за собою санки. Наш скорбный путь лежал мимо Летнего сада набережную Жореса. Мы везли санки по снегу, но уже начиналась первая весенняя капель. Долго и медленно добирались до морга. Мама передала женщине в ватнике справку опапиной смерти и спросила, куда его положить. Та ответила: «Справа на носилки». С правой стороны болышого помещения, служившего, очевидно, когда-то складом, было почти свободно: мы перенесли папу на руках с саночек на свободные носилки рядом с другими. Потом я выпрямилась и подняла голову, осмотрелась в полумраке и пришла в ужас от увиденного, «волосы встали дыбом» от ужасающей картины. Прямо передо мною была высоченная гора 176 трупов: не зашитых, в одежде и без нee, куски тела, головы, руки, ноги. Это были не только тe, кого привозили родные, но и подобранные на улицах во время бомбежек и обстрелов. И меня охватило. отчаяние. Мы вышли, простились с мамой, которая побрела одна домой с санями.

Источник: О. Б. Koх. Лёля, или «леди Елена Гленарван». Разбирая бумаги семейного архива // Труды Института истории обороны и блокады Ленинграда. Вып. 1. СПб., 2023. С. 167–178.

Дополнила в июне 2025 Наталья Махова

Дочь – Биржакова Елена Эдуардовна (урожд. Изигкейт), род. 21.01.1920. Место проживания: Московский р-н. Ум. 23.01.2015. (Они пережили Блокаду, т. 1)

Дочь – Изигкейт Лидия Эдуардовна, 1922 г. р. Медаль «За оборону Ленинграда».

Дочь – Кох (Изигкейт) Нина Эдуардовна, 1925 г. р. Медаль «За оборону Ленинграда»Кох О. Б. Ленинградский инженер-конструктор Нина Эдуардовна Кох. – СПб. : Петров Д. А., 2020. – 268 с. : ил.